Второй по объемам производства в Украине металлургический комбинат «Запорожсталь» инвестирует в модернизацию мощностей и экологические проекты. В планах запорожских металлургов – масштабный проект по строительству конвертерного цеха, но препятствием на пути его реализации стала негативная общеэкономическая ситуация в стране.
В текущем году МК «Запорожсталь» вышел на исторический максимум по производству. За первые 9 месяцев 2015 года запорожские металлурги увеличили производство стали и проката на 1,5% и 1,4% по сравнению с АППГ, до 2,979 млн тонн и 2,546 млн тонн соответственно. Производство же чугуна на предприятии увеличилось почти на 9%, до 2,778 млн тонн, в связи чем на меткомбинате наблюдается небольшой излишек продукции первичного передела. Как рассказал генеральный директор предприятия Ростислав Шурма, ежегодно «Запорожсталь» реализует на внешних рынках 100-150 тыс. тонн товарного чугуна, отправляя его главным образом турецким, итальянским и американским потребителям. Кроме того, небольшие партии данного товара поставлялись в Египет и Объединенные Арабские Эмираты. Успешно торговать чугуном на внешних рынках предприятию помогает проведенная модернизация доменной печи No4. По словам Р.Шурмы, себестоимость производства чугуна на ней составляет менее 170 долл./тонн.
Впрочем, товарный чугун для «Запорожстали» далеко не основной продукт. Меткомбинат специализируется главным образом на выпуске горячекатаного и холоднокатаного рулона и листа. Несмотря на падение цен на данную продукцию в среднем до 300 долл./тонн, предприятие работает с прибылью. Как рассказал Р.Шурма, на сегодняшний день EBITDA (прибыль до вычета налогов, процентов и амортизации) «Запорожстали» составляет 250 млн долл. и по итогам года ожидается на уровне 300 млн долл.
Опустившиеся до 12-летнего минимума цены на металлургическую продукцию – не единственная проблема «Запорожстали». Есть целый букет внутриукраинских проблем. В первую очередь – это неудовлетворительное возмещение налога на добавленную стоимость. Как рассказал генеральный директор Метинвеста Юрий Рыженков, несмотря на наблюдающуюся тенденцию к улучшению, когда задолженность государства по возмещению НДС перед предприятиями группы по состоянию на 1 октября снизилась до 2 млрд грн., на «Запорожстали» дела обстоят с точностью до наоборот. Два месяца назад предприятие было отключено от системы автоматического возмещения НДС и общая задолженность государства превысила 850 млн грн.
Кроме того, остро стоит вопрос и с обеспечением металлоломом, который предприятие ежемесячно закупает в объеме 30-35 тыс. тонн. Металлурги аккуратно критикуют позицию Министерства экономического развития и торговли в отношении экспорта лома, называя ее не совсем продуманной. Как отметил Р.Шурма, в отличие от металлолома, готовый прокат тяжело продать на многие рынки, в частности на американский, который полностью закрыт антидемпингом. «Поскольку мы не можем продать на этих дорогих рынках достаточно проката, то мы и не можем предложить такую же цену за лом, как производители из этих стран. И поэтому украинские производители оказываются в неравных условиях с теми производителями металла, которые могут продавать свой продукт на более дорогих и эффективных рынках», – отметил гендиректор «Запорожстали».
А Ю.Рыженков обратил внимание на то, что почти все металлопроизводящие страны в той или иной мере ограничивают экспорт металлолома. «Это делается осознанно, так как подобные меры оставляют сырье в стране и позволяют экспортировать продукцию с более высокой добавленной стоимостью. Чаще всего это экспортные пошлины, которые разрешены условиями ВТО. Хуже вариант с квотами из-за его непрозрачности», – подчеркнул гендиректор Метинвеста.
Вызванное экономическим кризисом и войной на Донбассе снижение металлопотребления в Украине также оказывает негативное влияние на работу меткомбината. По итогам первого полугодия на внутреннем рынке «Запорожсталь» продала всего 18% производимого проката, хотя в докризисные времена этот показатель иногда достигал 35%. Сегодня главные рынки сбыта – Европейский Союз и страны Ближнего и Среднего Востока, на которые приходится по 29% отгрузки.
Вызывают опасения металлургов и периодически звучащие заявления со стороны представителей Укрзализныци и Министерства инфраструктуры о необходимости в очередной раз повысить тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом. По мнению Ю.Рыженкова, очередное повышение тарифов убьет украинскую металлургию. Топ- менеджер обратил внимание на то, что сегодня цены на металлопродукцию находятся на уровне 2003 года, а цены на ЖРС – на уровне 2004 года. В то же время в пересчете на доллары тариф на перевозку грузов железнодорожным транспортом выше, чем он был в 2003-2004 годах. «Сегодня, учитывая давление внешнего рынка, нельзя не принимать во внимание данный фактор при планировании ж/д тарифа Укрзализныци. Поэтому это наш посыл Укрзализныце и Министерству инфраструктуры. Давайте смотреть на рыночную ситуацию, сможет ли клиент заплатить тот ж/д тариф, который они хотят получить?», – отметил гендиректор Метинвеста, добавив, что очередное повышение тарифов может оставить железнодорожников без дохода, поскольку платить их будет просто некому.
В сложившихся неблагоприятных условиях возможность успешно конкурировать на внешних рынках «Запорожсталь» получила благодаря мерам экономии и внедренным ранее энергоэффективным мероприятиям. В частности, в 2014 году «Запорожсталь» заместила в прокатных цехах природный газ коксовым, что позволило экономить 12,3 млн куб. м газа в год. Еще 6,5 млн куб. м годовой экономии голубого топлива дало снижение расхода природного газа при продувке ванны кислородом в мартеновских печах, а внедрение индивидуальных режимных карт для сталеплавильных печей позволяет снизить расход газа еще на 4,8 млн куб. м. В целом за последние три года предприятие снизило расход природного газа на 38%, до 17,1 млн куб. м в месяц. Также за данный период «Запорожсталь» снизила потребление электроэнергии на 7%, до 94,2 млн кВт в месяц, а расход металлошихты с ферросплавами – на 47,3 кг/тонн.
Кроме того, меткомбинат смог сэкономить на перевозках, перенаправив более половины экспортных отгрузок через Запорожский речной порт. «Металл грузится на судна в Запорожском речном порту, который находится в 4 км от нашего комбината, и без перегрузов доезжает до нашего клиента во всем Черноморском регионе и частично в Средиземноморском регионе», – рассказал гендиректор предприятия. По словам Р.Шурмы, использование речного пути позволило снизить логистические затраты на 3-10 долл./тонн и сократить срок поставки продукции клиентам на 20 суток. «Запорожсталь» надеется, что в текущем году срок перевозки по реке будет увеличен – с Министерством инфраструктуры достигнута договоренность о том, что речные грузы будут возить не до нормативного срока окончания навигации, а до момента непосредственного замерзания Днепра.
Тем не менее не все инвестиции меткомбината нацелены на снижение себестоимости производства. Некоторые из них имеют исключительно экологическую направленность. Так, на «Запорожстали» уже проведена реконструкция первых двух агломашин и сегодня ведутся работы на агломашинах No3-6. Модернизация всех газоочистных систем аглофабрики потянет на 850 млн грн. и позволит снизить выбросы меткомбината на 45%. На экологию во многом была направлена и законченная в прошлом году линия соляно-кислотного травления стоимостью в 890 млн грн. После ее запуска выбросы паров серной кислоты в атмосферу и сбросы промышленных вод от цеха холодной прокатки в Днепр были полностью прекращены. В целом за минувшие три года меткомбинат инвестировал в развитие 2,7 млрд грн., а в текущем году предприятие планирует направить на проекты модернизации 1,63 млрд грн.
В планах у запорожских металлургов и масштабная модернизация сталеплавильного производства, которая предусматривает строительство нового конвертерного цеха с литейно- прокатными модулями мощностью 5 млн тонн. Базовый инжиниринг проекта стоимостью 8,5 млн евро уже выполнен компаниями Primetals Technologies и SMS Siemag. Кроме того, «Запорожсталь» подписала контракт с Primetals Technologies, ГП «Укргипромез» и УкрНТЦ «Энергосталь» на выполнение проектно-изыскательских работ и разработку проектно-сметной документации стоимостью 100 млн грн., которые должны быть закончены до конца текущего года. Началась и подготовка строительной площадки в балке Маркусовой, с которой вывезено 300 тыс. тонн породы и материалов.
На предприятии рассчитывают, что реализация данного проекта позволит существенно снизить себестоимость продукции – на 30-50 долл./тонн, а также расширить продуктовый портфель в толщинах. В частности, толщина производимого проката составит от 0,8 до 22 мм (сегодня от 1,8 до 8 мм), а его максимальная ширина увеличится с нынешних 1500 мм до 1800 мм. Замена мартенов на конвертеры даст возможность производить высокопрочные марки стали, что дает перспективу выхода в новые сегменты рынка, в том числе автомобилестроение. Но и объем работ предстоит немалый. Как рассказал И.Шурма, во время строительных работ планируется уложить 0,5 млн куб. м бетона и смонтировать 100 тыс. тонн металлоконструкций. «Это приблизительно 3,5-4 года активных строительно- монтажных работ», – сказал он.
Но сегодня вопрос упирается в деньги. Общая стоимость проекта оценивается в 1,3 млрд долл., в том числе стоимость основного технологического оборудования составляет 420 млн долл. Финансировать такой проект только из собственной прибыли предприятия практически невозможно, и единственный способ – привлечь финансирование через экспортно-кредитные агентства. По словам Р.Шурмы, у меткомбината были предварительные договоренности с экспортно-кредитными агентствами. «Но из-за событий последних полутора лет все кредитные агентства приняли решение: кредитный лимит на Украину – ноль», – посетовал топ-менеджер.
«Перспективы этого проекта зависят в первую очередь от общеэкономической и общеполитической ситуации в Украине. Для того чтобы его реализовать, нам нужны огромные кредитные ресурсы, потому что срок окупаемости этого проекта составляет десятки лет. Мы не можем себе позволить взять кредит под 20% годовых, нам нужен кредит под 3-4, максимум под 5% годовых», – подчеркнул Р.Шурма.
Тем не менее на предприятии готовы приступить к работам, как только экспортно-кредитные агентства созреют для переговоров о выделении финансирования. Видимо, с целью облегчить будущий диалог с финансистами на меткомбинате подчищают долги. Как рассказал Р.Шурма, на сегодняшний день предприятие закрыло все обязательства перед экспортными кредитными агентствами, а коэффициент отношения долга к EBITDA составляет 0,45.
По мнению металлургов, вложения в модернизацию крайне необходимы сегодня, чтобы иметь возможность работать завтра. «Есть один путь, чтобы выжить – инвестировать активно, иначе через 3-5 лет предприятия потеряют конкурентоспособность на мировом рынке», – подчеркнул Р.Шурма, добавив, что если кредитное окно для отечественных производителей не откроется в ближайшее время, то последствия могут быть печальными для всей экономики Украины.