«Вертолеты России» и «Яндекс.Такси» рассматривают возможность интегрировать вертолетные перевозки в приложение агрегатора. На первом этапе полеты предлагается осуществлять в Подмосковье с МКАД, а затем — и от Садового кольца. Эксперты и участники рынка предупреждают об отсутствии массового спроса на услугу.
Правительство Москвы, компания «Вертолеты России» (входит в «Ростех»), поставщик технических решений для воздушного движения «Фирма НИТА» и «Яндекс.Такси» начали переговоры о возможности заказа вертолета через мобильное приложение, сообщил “Ъ” источник, близкий к одному из участников переговоров. По его словам, предполагается, что доставлять пассажира к вертолетной площадке будет автомобиль, изначально заказать вертолет через «Яндекс.Такси» можно будет от МКАД до Подмосковья, затем — от Садового кольца.
В «Яндекс.Такси» подтвердили обсуждение такой идеи, сообщив, что в августе в рамках Международного авиакосмического салона планируют подписать соглашение о сотрудничестве «в области продвижения концепции городской аэромобильности» между четырьмя вышеуказанными участниками. В департаменте транспорта Москвы и «Фирме НИТА» не ответили на запросы “Ъ” к моменту публикации.
Директор по сервису и послепродажному обслуживанию ООО «ВР-Технологии» (входит в «Вертолеты России») Илья Михальченко подтвердил, что между «Вертолетами России», «Яндекс.Такси» и «Фирмой НИТА» идут переговоры о создании системы городского воздушного транспорта.
Результатом реализации проекта предполагается создание в Москве полноценного воздушного маршрутного такси, включенного в систему общественного транспорта»,— заявил господин Михальченко.
По словам господина Михальченко, при реализации проекта планируется использовать разрабатываемый сейчас вертолет VRT500, а эксплуатантом может стать независимая компания.
Услуги аэротакси в Москве уже предлагают несколько компаний, например Heliport Moscow. Примерная стоимость часа полета на модели Robinson R66 составляет 46 тыс. руб., следует из информации на сайте. В пресс-службе компании не ответили на запрос “Ъ”.
В целом же вертолетные перелеты не массовая услуга, даже в Москве, где есть платежеспособная аудитория, указывает представитель сервиса такси «Максим» Павел Стенников. «Короткие перелеты не всегда быстрее или проще поездки на автомобиле. Взлет и посадка могут производиться только в определенных местах, которых мало. На возможность полета влияет погода»,— скептичен он.
Добавление услуги в приложение службы заказа такси не увеличит спрос, считает господин Стенников. У самого сервиса «Максим» в России есть своя авиакомпания с судами малой авиации, но она не интегрирована в приложение, подчеркивает он: «Перспективно добавление того транспорта, который пользуется массовым спросом, и только тогда, когда есть большое количество партнеров».
В сервисе Gett сообщили, что не оценивали перспективы и масштаб авианаправления.
Глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак считает возможным запуск проекта при наличии инвестора. Помешать могут зоны, закрытые для вертолетных перевозок над Москвой, рассуждает эксперт, однако для перевозок от МКАД до вертолетных площадок на Рублевском или Новорижском шоссе ограничений нет.