23 сентября жители Петербурга могли наблюдать, как на набережной Лейтенанта Шмидта на Васильевском острове пришвартовался корабль «Владивосток» — новый современный ледокол, построенный на Выборгском судостроительном заводе.
В Петербург он прибыл для проведения церемонии передачи заказчику — Росморимпорту. «Владивосток» стал первым в ряду новейших ледоколов — всего Выборгский завод построит три новых корабля, которые могут использоваться как на Балтике, так и в Арктике.
Первое в мире судно ледокольного типа было построено неподалеку от города на Неве — в Кронштадте. Почти 150 лет назад, в 1864 году, питерский промышленник и судовладелец Михаил Бритнев приказал срезать под углом 20 градусов носовую оконечность принадлежащего ему парохода «Пайлот»: после такой перестройки судно могло наползать на лед и ломать его своей тяжестью. В апреле того же года газета «Кронштадтский вестник» писала: «Большое удобство для публики, желающей ехать в Петербург, и для приезжающих оттуда доставляет винтовой пароход «Пайлот», который ходил до настоящего открытия навигации три раза в день с пассажирами в Ораниенбаум». До этого добраться от Кронштадта до Ораниенбаума по водам Финского залива можно было не раньше середины мая.
Много воды утекло с тех пор, много льда было сломано. Конечно, современные суда гораздо мощнее и маневреннее ледокольного «дедушки» — парохода «Пайлот». На сегодняшний день у России самый большой ледокольный флот в мире — 6 атомных ледоколов и более 20 дизель- электрических судов. Но беда в том, что ледоколы, как и люди, выходят на пенсию, а в последние годы строилось не так много новых судов для арктических широт. Из-за этого еще совсем недавно скептики предрекали России «ледовую паузу». Но их прогнозы, к счастью, не сбылись: об этом говорит именно появление ледокола «Владивосток». Это судно на дизель- электрической тяге может ломать лед толщиной до полутора метров. И этот корабль, и другие суда этого класса смогут прокладывать путь через льды для грузовых и пассажирских кораблей, участвовать в поисково-спасательных операциях, тушить пожары на буровых и нефтедобывающих платформах, а также ликвидировать разливы нефти и других опасных веществ.
Выборгский завод начал специализироваться на строительстве ледоколов еще в 70-х годах прошлого века. Затем предприятие пережило период спада, и, для того чтобы вдохнуть в завод новую жизнь, он нуждался в техническом переоснащении, но еще больше — в выгодных заказах с хорошим финансированием. Решить большинство перечисленных проблем удалось благодаря сотрудничеству с банком ВТБ, который профинансировал строительство трех новых ледоколов класса «Владивостока». На эти цели банк выделил заводу кредит на 9 миллиардов рублей. Член правления банка Валерий Лукьяненко объясняет это так: «Мы работаем с каждым из наших клиентов на индивидуальной основе и пытаемся разработать оптимальные программы финансирования для них. Банк ВТБ поддержал Выборгский судостроительный завод в трудное время, ведет финансирование всех проектов, а также предоставляет весь спектр документарных операций и гарантии по исполняемым контрактам».
Благодаря крупному заказу на строительство сразу трех ледоколов на Выборгском заводе появились новые рабочие места, на которые были привлечены молодые специалисты. Для начала работ было закуплено новое оборудование и расширены технологические возможности предприятия. Начальник отдела маркетинга Выборгского судостроительного завода Никита Ворошилов рассказал, что на предприятии «была построена и введена в строй баржа/док «Атлант», благодаря которой верфь может спускать на воду суда шириной до 30 метров. На этой верфи будут строиться новые ледоколы по новейшим проектам для работы в Арктике. Также был введен в эксплуатацию пресс с усилием до 1000 тонн, что позволяет гнуть ледокольную сталь всех толщин».
По оценкам специалистов, для решения амбициозных задач, стоящих сегодня перед российскими покорителями Арктики — а это и разработка залежей нефти на арктическом шельфе, и увеличение грузоперевозок по Северному морскому пути, — в ближайшие годы потребуется 40 — 50 новых ледоколов. А это значит, что Россия и в будущем сохранит за собой титул крупнейшей ледокольной державы в мире.