Skip to content

Временные трудности

/Rusmet.ru, Виктор Тарнавский/ Первые две декады ноября были достаточно благоприятным периодом для поставщиков металлолома. Крупные закупки сырья турецкими компаниями в начале месяца, наступление долгожданного оживления в странах Восточной Азии и подъем в США обусловили устойчивый рост на мировом рынке.


Американские поставщики лома, безусловно, добились наибольших успехов на внутреннем рынке. Ураган Сэнди, обрушившийся на северо-восточные штаты в начале ноября и нарушивший сбор металлолома в регионе, словно задал курс для всего месяца. Как раз в это время металлургические компании, ранее в течение нескольких недель не проявлявшие активности на рынке, приступили к пополнению запасов сырья, что позволило трейдерам взвинтить цены сразу на $40-50 за т. В частности, внутренние цены на материал HMS № 1 достигли $340-350 за т с доставкой по сравнению с около $300-305 за т в октябре.


Экспортные котировки на американский лом HMS № 1&2 (80:20) подскочили в начале ноября для турецких покупателей до около $410 за т CFR, однако долгое время они имели, в основном, виртуальный характер, служа ориентиром для других поставщиков. Турецкие металлурги, испытывавшие трудности с повышением котировок на длинномерный прокат, предпочитали приобретать менее дорогостоящий материал в России и европейских странах.


В первой половине месяца, на пике подъема, стоимость европейского лома HMS № 1&2 (80:20), российского и румынского 3А достигла $395-405 за т CFR, но не удержалась надолго на этом рубеже. Повышение цен на арматуру и заготовки, организованное металлургами, не достигло успеха из-за недостаточного спроса и сопротивления со стороны потребителей. Во второй половине ноября турецким производителям проката пришлось опустить цены на $10-20 за т, соответственно, встал вопрос об удешевлении сырья. Как уже стало традиционным в последние месяцы, на уступки пошли западноевропейские трейдеры. В некоторых сделках стоимость HMS № 1&2 (80:20) сократилась до около $390 за т CFR. Котировки американского сырья остались на прежнем уровне, но спросом этот материал уже не пользовался.


Однако говорить о том, что подъем на мировом рынке металлолома сменился спадом, все-таки преждевременно. К середине ноября восстановился азиатский рынок. Повышение внутренних цен на стальную продукцию возродило интерес китайских компаний к импорту американского сырья. Если в предыдущие месяцы основным поставщиком металлолома в Китай выступали японские компании, то в ноябре состоялось несколько сделок на приобретение крупных партий HMS № 1 по $390-405 за т CFR.


Кроме того, улучшилась ситуация в Японии. Компания Tokyo Steel Manufacturing, в октябре опустившая закупочные цены на лом до самого низкого уровня за три года, с начала ноября четырежды поднимала их – в общей сложности, на $25-30 за т. Экспортные котировки на японский материал также увеличились в этот период на сравнимую величину.


И хотя азиатским металлургам сложно добиться заметного повышения цен на длинномерный прокат из-за конкуренции с дешевой китайской продукции и спада в региональной строительной отрасли, цены на лом на Дальнем Востоке устойчиво растут. В настоящее время котировки на американский материал HMS № 1&2 (80:20) в Корее и на Тайване вышли на уровень $370-380 за т CFR и, по мнению аналитиков, в состоянии еще немного прибавить.


Более противоречивая обстановка сложилась в странах Средиземноморья. С одной стороны, неудачи на рынке арматуры заставляют турецких металлургов сворачивать закупки дорогостоящего металлолома и сбивать цены на него. Однако, с другой, запасы сырья в стране невелики, поэтому трейдеры ожидают в начале декабря активизации спроса и не склонны к существенным уступкам. В частности, американские компании готовы понизить цены на HMS № 1&2 (80:20) не более чем на $5 за т, и то в качестве временной меры.


Правда, решающее значение для рынка будет иметь реальный спрос на металлолом. Некоторые турецкие и европейские компании из-за неблагоприятной конъюнктуры планируют на ближайшие два месяца сократить или вовсе приостановить производство длинномерного проката. Если выплавка металла, действительно, сократится, спрос на сырье в регионе упадет, а поставщикам придется умерить свои аппетиты.


Временные трудности

/Rusmet.ru, Виктор Тарнавский/ В конце июня на ближневосточном рынке длинномерного проката образовался дисбаланс между ценами на арматуру и заготовки. Российские и украинские экспортеры предлагали полуфабрикаты по $410-425 за т FOB (реальные сделки, по данным трейдеров, заключались по $420-430 за т CFR), в то время как турецкие производители арматуры – крупнейшие покупатели заготовок – могли получить за свою продукцию не более $475-490 за т CFR.


Такое соотношение цен, не выгодное для прокатных компаний, не могло продолжаться долго. В условиях низкого спроса на длинномерную продукцию в странах Ближнего Востока турецкие производители арматуры стали оказываться от новых закупок полуфабрикатов, в результате цены на заготовки пошли вниз. К концу первой декады июля их стоимость сократилась до около $400-410 за т CFR, причем, если использовать в качестве точки отсчета нынешний уровень цен на арматуру, полуфабрикаты должны подешеветь еще, как минимум, на $20-30 за т.


Тем не менее, с учетом нынешней рыночной ситуации дальнейшее удешевление заготовок представляется не оправданным. Их подорожание в июне объяснялось, прежде всего, нехваткой предложения, и в этом отношении ситуация не изменилась. Украинские и российские производители заготовок планируют лишь незначительное расширение объема выпуска на июль-август, причем, большинство поставщиков полностью обеспечены заказами до конца лета. Собственно, относительно высокие цены, не принятые потребителями, относились уже к сентябрьским контрактам. Достаточно значительный спрос на полуфабрикаты наблюдается в настоящее время в странах Восточной Азии.


Впрочем, у ближневосточных производителей арматуры есть резон для приостановки импорта полуфабрикатов. В последнее время признаки слабости демонстрирует региональный рынок конструкционной стали, вследствие чего специалисты не могут быть уверены в том, что в конце сентября – начале октября, когда завершится Рамадан, цены на длинномерный прокат пойдут вверх, оправдав покупку дорогостоящих заготовок.


По предварительным данным, в первом полугодии текущего года закупки арматуры странами Персидского залива сократились почти наполовину по сравнению с аналогичным периодом годичной давности. Сильнее всего этот спад выражен в ОАЭ. Если в июле-августе прошлого года непосредственно перед началом кризиса, в Эмираты поставлялось, в среднем, по 800 тыс. т арматуры в месяц, то в те же месяцы текущего года объем поставок оценивается в 200 тыс. т в месяц. Причем, для Дубая падение еще более разительное: от около 450 тыс. т в месяц в прошлом году до 70-80 тыс. т в текущем.


Очень высокий спрос на арматуру в этом году демонстрирует Египет. Однако за первое полугодие турецкие компании отправили в эту страну почти 2 млн. т данной продукции, тогда как прошлогодние поставки за этот период не достигали и 20 тыс. т. Благодаря Египту турецкий экспорт арматуры в январе-июне уменьшился всего на 1,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 5,44 млн. т. В июне и июле компания EZDK, крупнейший египетский производитель арматуры, снижала отпускные цены, и аналитики полагают, что основной причиной сокращения котировок являются избыточные складские запасы. Спрос на арматуру со стороны Египта в последние два месяца относительно невысокий.


Впрочем, большинство потребителей конструкционной стали в странах Ближнего Востока еще не заключали контрактов на сентябрь-октябрь, так что расширение спроса, причиной которого станут эти закупки, еще впереди. При этом, крупнейшим импортером арматуры осенью этого года, судя по всему, снова станет Египет. Правительство этой страны выделило более $1,4 млрд. на реализацию проектов по совершенствованию инфраструктуры в 2009/2010 финансовом году. В частности, в начале июля был обнародован план строительства железнодорожной линии длиной 310 км и стоимостью около $500 млн., призванной связать транспортные сети Египта и Судана. Кроме того, в стране реализуется несколько крупных проектов с частными инвестициями – например, строительство нефтеперерабатывающего завода Kafr alShaikh или контейнерного терминала в Порт-Саиде. Не сбавляет темпов и жилищное строительство, ставшее главным потребителем арматуры в первом полугодии.


В связи с этим представляется, что слабость ближневосточного рынка арматуры имеет временный характер. По-видимому, еще до начала Рамадана (21 августа) местные потребители вернутся на рынок с заказами на конец сентября и октябрь. Тогда, очевидно, цены пойдут вверх, а поставщики заготовок смогут вернуться на прежние рубежи.


 

Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...