Volkswagen освоил новый экспортный рынок для выпускаемых в России автомобилей – к странам СНГ (Казахстан, Белоруссия и др.) добавилась Мексика, рассказал «Ведомостям» человек, близкий к калужскому автозаводу группы. Это подтвердил представитель Volkswagen: «Нам удалось договориться о поставках в Мексику, первоначальный экспортированный объем составляет несколько сотен Volkswagen Polo». Сколько всего в 2016 г. планируется поставить автомобилей в Мексику и почему был выбран именно этот рынок, он не уточнил. Ежегодно Volkswagen экспортирует из России около 10 000 шт., в основном Polo седан, отметил он.
В февральской презентации Минпромторга (есть у «Ведомостей») говорилось, что в Мексику в 2016 г. может быть поставлено 2200 автомобилей, а среди потенциальных экспортеров назывались Volkswagen и ГАЗ. Мексиканский заказ для калужского автозавода группы Volkswagen сопоставим с этой цифрой, говорит источник «Ведомостей». Группа ГАЗ пока занимается сертификацией машин для поставок в Мексику, сказал ее представитель. Стоимость перевозки легкового автомобиля из Калуги через порт Санкт-Петербурга в Мексику составит не менее 60 000 руб., подсчитал гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.
Мексиканский рынок – крупный и растущий: в январе – апреле 2016 г. здесь продано 465 000 легковых автомобилей (+16,5%), прогноз на весь год – более 1,5 млн шт., приводит данные исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Как и в России, наибольшей популярностью здесь пользуются седаны. Хиты местного рынка – Nissan Versa, Volkswagen Vento (местное наименование Polo седана) и Chevrolet Aveo, указывает Удалов. По итогам января – апреля 2016 г. Volkswagen – третий по величине игрок (64 000 шт.) после Nissan (117 000 шт.) и Chevrolet (77 000 шт.). У немецкого автоконцерна в Мексике есть производство легковых автомобилей, но он не выпускает седан Polo, говорит источник «Ведомостей». Здесь производятся Jetta, Beetle, Golf, указано на сайте компании.
Volkswagen Vento (Polo седан) часто используются в мексиканских таксопарках и пользуются популярностью у среднего класса покупателей, говорит менеджер одного из дилеров Volkswagen в Мехико. В Мексике этот автомобиль стоит от 179 990 песо (от 627 200 руб.). По словам собеседника «Ведомостей», сейчас седан поставляется из Индии, но покупателям в принципе все равно, где произведена машина.
Российский же авторынок сокращается. В 2016 г. падение может составить 10,3% (до 1,44 млн легковых машин и LCV), прогнозирует АЕБ. Калужский завод группы Volkswagen мощностью 225 000 машин (производит помимо Polo также Volkswagen Tiguan, Skoda Rapid плюс собирает Audi) недозагружен. За первые пять месяцев 2016 г. здесь выпущено около 44 000 автомобилей, по данным человека, знакомого с менеджерами предприятия. Расширяя экспорт, компания помогает загрузить российское предприятие, снижая себестоимость каждого автомобиля, отмечает Удалов.
«Фольксваген груп рус» рассматривает все возможные варианты экспорта продукции, – говорит представитель компании. – Однако на данный момент локально произведенные товары все еще не являются глобально конкурентоспособными, даже несмотря на текущий курс валют». По его словам, «необходима сильная поддержка правительства».
В этом году, как предполагается, начнет действовать госпрограмма поддержки экспорта автомобилей и компонентов. На нее выделено 3,3 млрд руб. Volkswagen, скорее всего, на нее тоже рассчитывает, замечает Удалов. По мнению представителя группы ГАЗ, для поддержки экспорта помимо компенсации логистических затрат и расходов на НИОКР и сертификацию нужно ускоренно создавать зоны свободной торговли, заключать специальные соглашения с ключевыми странами-партнерами для установления налоговых льгот и нулевой таможенной пошлины при организации на их территории локальной сборки техники. Среди предложений немецкого автоконцерна по поддержке экспорта – использование экспортно-импортной схемы, продолжает представитель группы Volkswagen: за каждый экспортируемый автомобиль экспортер получает баллы/кредиты (например, это может быть определенный процент таможенной стоимости), которые данный производитель сможет использовать в зачет импортных таможенных пошлин при таможенном оформлении товаров, акцизов либо иных платежей, поясняет представитель Volkswagen. Эта схема применяется в Индии, немецкий автоконцерн предлагал ее внедрить и в России, говорит сотрудник одного из российских автоконцернов. Представитель Минэкономразвития сказал, что «вопрос прорабатывается», разработчик нормативного акта – Минпромторг. Представитель Минпромторга на вопросы «Ведомостей» не ответил.