The Financial Times, October 14, 2015
«Inside Isis Inc: The journey of a barrel of oil»
Erika Solomon, Robin Kwong and Steven Bernard
1. Где добывается нефть
Игил контролирует большую часть сирийских нефтяных месторождений и нефть для боевиков группировки — самый большой источник дохода. Мы проследим путь барреля нефти от его добычи до конечного потребителя, чтобы понять, как работает производственная система ИГИЛ, кто делает на этом деньги, и почему разрушить эту систему так сложно.
Основной нефтедобывающий регион ИГИЛ находится в восточной провинции Сирии Дейр эз-Зор, где добывается от 34000 до 40000 баррелей в день, по словам местных жителей. Террористическая группировка также контролирует месторождение Кайяра около Мосула на севере Ирака, производящее около 8000 баррелей в день более тяжелой нефти, в основном используемой на месте для изготовления асфальта.
Трудно определить точный объем нефтедобычи в контролируемых ИГИЛ районах. Однако, понятно, что уровень добычи упал в сирийских регионах, с тех пор, как они были захвачены террористами. Большинство нефтяных месторождений в регионе — стареющие, и несмотря на усилия террористов по набору квалифицированных рабочих, им не хватает технологий и оборудования, необходимого для обслуживания скважин и поддержания уровня добычи. Но даже при таком раскладе они продолжают быть наиболее прибыльным источником дохода ИГИЛ.
Цена нефти зависит от ее качества. Некоторые месторождения дают около $25 за баррель. Другие, такие как месторождение Аль-Омар, одно из крупнейших в Сирии, дает нефть, стоящую $45 за баррель. В целом, «нефтяной заработок ИГИЛ» оценивается в $1,53 млн в сутки.
2. Продажа сырой нефти
Хотя многие считают, что ИГИЛ в значительной степени зависит от доходов от экспорта нефти, террористы получают прибыль от захваченных ими местных рынков на удерживаемых так называемыми «сирийскими повстанцами» территориях Северной Сирии и в своем самопровозглашенном «халифате», расположенном на границе между Сирией и Ираком (см. карту).
ИГИЛ продает большую часть своего сырья непосредственно независимым трейдерам прямо на нефтяных месторождениях. В этой отлаженной системе сирийские и иракские покупатели ставят в очередь на въезд на месторождения свои автомобили-нефтевозы, часто целыми неделями ожидающие загрузки.
3. Нефтеперерабатывающие заводы
У торговцев есть несколько вариантов после того, как они заберут свой груз:
- Доставить нефть на ближайшие НПЗ, слить ее и опять вернуться в очередь на загрузку к скважине — так обычно поступают торговцы, заключившие контракт с НПЗ.
- Продать свою нефть торговцам с транспортными средствами меньшего размера, которые повезут ее в контролируемую «сирийскими повстанцами» северную Сирию, или на восток к Ираку.
- Попытать счастья, продавая НПЗ, или продать на местном нефтяном рынке. Самые большие рынки находятся около аль-Кайма на сирийско-иракской границе.
Большинство торговцев предпочитает продать нефть немедленно и возвратиться в очередь к скважине. Они могут рассчитывать получить, по меньшей мере, 3000 сирийских лир (около 10$) прибыли с барреля.
Большая часть нефтеперерабатывающих заводов находится на подконтрольной ИГИЛ территории Сирии. Некоторые НПЗ на контролируемых «сирийскими повстанцами» имеют дурную репутацию из-за более низкого качества продукции, чем заводы на востоке.
НПЗ производят бензин и мазут, тяжелую фракцию дизтоплива, используемую в генераторах – это необходимость, поскольку во многих регионах почти или совсем отсутствует электричество. Поскольку качество бензина менее стабильно и он более дорог, мазут пользуется большим спросом.
Нефтепереработка осуществляется местными жителями, которые построили свои примитивные НПЗ после того, как готовые «мобильные» НПЗ ИГИЛ были разрушены воздушными ударами антитеррористической коалиции. Владельцы таких НПЗ заключают с боевиками соглашения о поставке их продукции.
Есть также признаки того, что в последние месяцы ИГИЛ, возможно, возобновил нефтепереработку: из бесед с торговцами нефтью корреспонденты The Financial Times узнали, что террористы купили пять нефтеперерабатывающих заводов.
На захваченных ИГИЛ заводах прежний владелец остается руководителем предприятия. ИГИЛ поставляет ему нефть, в обмен на нее забирает весь производимый мазут и делит с ним прибыль от производства бензина.
Трейдеры говорят, ИГИЛ имеет и свои нефтевозы, которые регулярно поставляют нефть с месторождений на НПЗ. Видимому, ИГИЛ также сохраняет многие из своих ранних договоров с независимыми АЗС и НПЗ.
4. Топливо на рынок
Как только нефть переработана, она куплена трейдерами или взята дилерами на рынки Сирии и Ирака. На этом ИГИЛ почти полностью дистанцируется от торговли. Приблизительно половина нефти идет в Ирак, тогда как другая половина потребляется в самой Сирии, и на территориях, подконтрольных ИГИЛ, и в районах, удерживаемых «сирийскими повстанцами» на севере.
Топливные рынки есть всюду на контролируемых ИГИЛ и удерживаемых «сирийскими повстанцами» территориях Сирии, они часто расположены рядом с НПЗ. В большинстве городов есть небольшой топливный рынок, где местные жители покупают и продают нефть. Но торговцы, поставляющие нефть на эти меньшие рынки, часто покупают ее оптом в крупных центрах.
Рынки ИГИЛ
Есть более крупные управляемые ИГИЛ рынки в таких городах как Манбидж или Эль-Баб в провинции Алеппо. Торговцы здесь должны представить документ, подтверждающий, что они заплатили закят, десятину, чтобы купить нефть без налога. Торговцы из районов, удерживаемых «сирийскими повстанцами», не заплатившие закят, должны заплатить налог из расчета 200 сирийских лир (около $0,67) за баррель.
Некоторые частные рынки также налагают налоги. Рынок Эль-Кайма, один из самых больших в регионе, удерживает с покупателей и продавцов по 100 сирийских лир (около 0,33$) за баррель купленного/проданного сырья.
Мосул
В подконтрольных ИГИЛ иракских городах, таких как Мосул, топливо продается на «мини-АЗС» с двумя насосами. Они повсеместны на углах улиц Мосула, а местные жители обычно называют нефть по региону Сирии, из которой она прибыла. Это помогает покупателям определить качество нефти и сравнить цены.
Рынки «сирийских повстанцев»
На занятой «сирийскими повстанцами» территории Сирии продаются два вида топлива: более дорогое топливо, полученное в контролируемых ИГИЛ областях, и более дешевое, полученное на местных НПЗ. Местные жители, как правило, покупают оба, и используют более дешевое для генераторов, а более качественное держат для своих транспортных средств.
Важность «нефти ИГИЛ» для жителей районов, удерживаемых «сирийскими повстанцами», является одной из причин, почему ведомая США антитеррористическая коалиция не рассматривает в качестве целей торговые маршруты ИГИЛ, заявляя, что опасается настраивать против себя местное население, уничтожая жизненно важное для них сегодня топливо.
5. Контрабанда топлива
С ИГИЛ, сконцентрированным на получения прибыли «на скважине», контрабанда топлива в соседние страны может быть хорошим бизнесом для предприимчивых сирийцев и иракцев. Сирийские контрабандисты говорят, что за последние месяцы их бизнес сократился, но не из-за ужесточения пограничного контроля, а из-за резкого падения цен на нефть, которая делает контрабанду убыточной. Однако, некоторые, все-таки продолжают свою торговлю.
Большая часть контрабанды с сирийской стороны прошла через занятые «оппозицией» области на северо-западе. Местные жители покупают топливо на рынке, льют его в канистры и несут его через границу пешком или, в горах, на осле или лошади.
В Ираке большая часть контрабанды через северный Курдистан была блокирована, и местные жители говорят, что маршрут теперь идет на юг через провинцию Анбар к Иордании.
Лодки
Когда цены на нефть были высоки, контрабандисты грузили большие канистры (50-60 литров) нефти в металлические ванны или маленькие гребные лодки и, используя веревки, привязанные к берегам, тянули свой груз через реку в Турцию. На другом берегу тракторы забирали груз и везли на местный нелегальный рынок, где нефть забирали большие грузовики, которые ее продавали.
Насосы
Некоторые сирийские и турецкие пограничные города «сотрудничали», закапывая небольшие резиновые трубы под границей, как в Бешаслане. В последние месяцы Турция усилила пограничные патрули и постоянно выявляет кустарные трубопроводы.
Пешком
Популярной точкой пересечения для контрабандистов, несущих канистры топлива на своих спинах, был путь из Харбет аль-Явза на подконтрольной «повстанцам» территории Сирии к Гювеччи в Турции. Многие были застрелены турецкими силами, но здешний ландшафт делает невозможным полное прекращение контрабанды.
Верхом
В таких местах как аль-Сармада и аль-Рай, контрабандисты пересекают границу с мулом, ослом или лошадями, которые могут нести четыре-восемь канистр за раз.