/© Rusmet.ru, Михаил Местан/ Вот уже второй сезон российский рынок испытывает дефицит строительной арматуры, местами весьма острый. Несмотря на совсем недавние заверения отечественных производителей о том, что они готовы насытить рынок сами (в том числе и всего месяц назад на семинаре «Проблема импорта китайского и турецкого металлопроката в Россию»), несмотря на их ожесточенное сопротивление, оказываемое украинскому прутку через антидемпинговые расследования, импорт арматуры возрос более чем на четверть по итогам 5 месяцев
В марте мы ожидали, что в мае объем рынка арматуры превысит 340 тыс. тонн в месяц. Берем свои слова назад: в мае рынок «съел» 395 тыс. тонн! Таким образом, наш прогноз превышен на 16%. Но и это еще не все: по прогнозам группы аналитиков Rusmet.ru, летом нас ждет дальнейший рост видимого потребления и в августе оно составит порядка 435 тыс. тонн. При этом импорт в августе ожидается на уровне 95 тыс. тонн, т.е. импорт будет увеличиваться примерно в той же пропорции, что и спрос.
Может быть отечественной арматуры не хватает из-за того, что слишком велик объем ее экспорта? Нет, экспорт, не в пример спросу и импорту, падает год от года: в январе-мае
Вот и получается, что отечественной арматуры, даже с учетом сокращения экспорта, стране не хватает. И пока Правительство «воюет» с украинским прутком, растет ввоз арматуры из Турции и Китая. Если в январе-мае прошлого года импорт арматуры из Турции и Китая не был заметен в общем объеме, то в этом году он составляет уже 18% и 9% соответственно от общего объема импорта, возросшего на четверть! Здесь, наверное, уместно также заметить, что в Турцию идет около 40% лома черных металлов, экспортируемого Россией. Неужели мы не в состоянии переплавить свой собственный лом и прокатать из него арматуру? И это при таких-то ценах на нее и относительно дешевой электроэнергии и рабочей силе?
Импорт из Украины, кстати, также незаметный в общем объеме годом ранее, сейчас занимает 9%. Почему украинская арматура едет к нам несмотря на действующие пошлины? Да потому что цена ее в России такова, что это выгодно, несмотря на пошлины.
Чего же ожидать в такой ситуации? Сейчас в разных регионах страны от Ростова-на-Дону до Комсомольска-на-Амуре вводятся новые электросталеплавильные и прокатные мощности. Это происходит как на уже действующих металлургических заводах, так и в процессе создания «с нуля» новых электрометаллургических заводов. Не говоря уже о «зубрах» нашей металлургии, такие мощности вводят и ЭСТАР, и МАКСИ ГРУПП, и МАИР (который собирается плавить больше стали, чем собирает сейчас металлолома). Если эти планы будут претворены в жизнь, экспорт лома может упасть почти до нуля и туркам придется искать новые источники лома. Хотя, в конечном счете, все будет определяться закупочными ценами на лом. Уже сейчас во многих случаях лом выгоднее поставлять на отечественные комбинаты, чем в порты на экспорт.
Но не стоит думать, что оставшись без нашего лома Турция и Китай прекратят поставки своего проката на наш рынок. Тут тоже все будет определяться экономическими соображениями. И если зарубежным производителям и/или трейдерам выгоднее будет поставлять арматуру на российский рынок, то не стоит ожидать сокращения ее поставок из-за рубежа. Тем более, что связи с турецкими и китайскими производителями и трейдерами уже наработаны и «обкатаны», как показывает динамика импорта арматуры из этих стран.
Обсуждению проблемы импорта будет посвящен второй практический семинар «Проблемы поставок турецкого и китайского металлопроката в Россию», который состоится в Стамбуле 9-11 сентября
В программе встречи с топ-менеджерами турецких металлургических заводов, сервисных металлоцентров, ведущими трейдерами, представителями логистических и транспортных компаний. Посещение металлургических и сервисных производств.
Подробная информация, программа и заявка на участие:
https://rusmet.ru/news.php?act=show_news_item&id=37823
Подробный анализ российского рынка готового металлопроката Вы найдете в свежем выпуске бюллетеня «RUSMET-Прогноз«:
https://rusmet.ru/rusmet-prognoz.php