Волжский автозавод может поднять цены на свою продукцию на 10% , если ему не удастся договориться с поставщиками о ценах на металлопрокат. Об этом заявил вчера вице-президент АО «АвтоВАЗ» Павел Скринский. Аналитики считают подобное повышение цены совершенно необоснованным и прогнозируют неизбежный провал продаж новых «Жигулей».
С 1 июля Новолипецкий металлургический комбинат, Магнитогорский металлургический комбинат и «Северсталь» подняли цены на металлопрокат на 6-15% (в среднем на 13%), обосновав подорожание продукции ростом тарифов естественных монополий.
В заявлении, распространенном пресс-центром «АвтоВАЗа», Павел Скринский пожаловался на действия металлургов и заявил: «Очевидное последствие такого удорожания — вынужденный рост цен на автомобили». По его словам, если договоренность с металлургами не будет достигнута, завод может поднять цены на выпускаемые автомобили на 10%. Как сообщили «Ведомостям» в пресс-службе «АвтоВАЗа», заявление Скринского можно считать официальной позицией предприятия.
В этом году «АвтоВАЗ» уже три раза повышал цены на автомобили (на 1-6%). В мае вице-президент предприятия по маркетингу Владимир Кучай заявлял, что согласно утвержденному советом директоров предприятия бизнес-плану на текущий год общее повышение цен на продукцию автозавода в этом году составит 11,2%.
Договориться с металлургами заводу, скорее всего, уже не удастся. Руководитель пресс-службы «Северстали» Ольга Ежова заявила «Ведомостям», что договоры на поставки металлопроката по новым ценам уже подписаны, в том числе с «АвтоВАЗом». «Не вижу, как это может привести к росту цен на автомобили на 10% , поскольку металлопрокат в себестоимости автомобиля составляет всего 8% «, — заявила она.
Эксперты сомневаются в том, что возможное повышение цен ВАЗом является обоснованным. «Мне кажется, что 13%-ное повышение цен на металлы сильного роста себестоимости автомобилей ВАЗ вызвать не должно», — заявил «Ведомостям» аналитик «Тройки Диалог» Андрей Кормилицын. Он предположил, что реальное повышение себестоимости автомобиля вряд ли превысит 4-5%. В 5% оценивает возможный рост себестоимости «ВАЗов» Елена Сахнова из ОФГ. При этом, по ее словам, в нынешней ситуации, до повышения таможенных пошлин на импорт автомобилей, любое повышение цен на отечественные машины будет приводить к снижению спроса.
«АвтоВАЗ» просто использует повышение цен на прокат как предлог повысить цены на автомобили», — заявили «Ведомостям» в одной из металлургических компаний. А аналитики сомневаются в том, что угроза ВАЗа будет реализована. «Я думаю, что это PR-ход, направленный на защиту своих интересов», — предположил Андрей Кормилицын.
Дилеры вазовских машин и аналитики сходятся в том, что сейчас завод не может позволить себе существенный подъем цен без заметного снижения продаж. «Если произойдет подорожание автомобилей «ВАЗ» на 10% , это не может не сказаться на продажах машин, — считает Сергей Хапкин, коммерческий директор компании «Инком-Лада». — Стоимость отечественных автомобилей при подорожании приблизится к отметке $8000 — 9000. Эта стоимость, по которой иностранные производители предлагают такие автомобили, как Kia Rio, Renault Symbol и другие». В случае попытки ВАЗа резко поднять цены дилеры будут стараться закупить как можно больше автомобилей, чтобы увеличить товарные запасы, говорит коммерческий директор компании «Автореал» Игорь Тимашков. Он обращает внимание на то, что дилеры находятся в жестких условиях: рекомендованные цены на автомобили выставляет завод, поэтому быстрый рост цен в автосалонах будет неизбежным. «Десятка» — машина дорогая, она будет приближаться по стоимости к иномаркам — либо подержанным, либо корейским. Соответственно, на нее будет падать спрос», — говорит он.
Безусловно, до $8000-9000 могут подорожать лишь наиболее богато укомплектованные модификации «десятого» семейства. ВАЗ-2110 продается сейчас в Москве по $5700 — 6600, соответственно, после возможного подорожания «десятка» будет продаваться по $6300 — 7300. Зато риск серьезного провала продаж может ожидать ВАЗ в нижней части его модельного ряда. Дело в том, что розничная цена самых дешевых «Жигулей» — ВАЗ-2105 — составляет сейчас $3200 — 3300. При этом, как отмечают торговцы отечественными автомобилями, дешевые «ВАЗы» в последнее время испытывают все возрастающее конкурентное давление со стороны ижевского «одноклассника» — Иж-2126, продающегося в рознице за $3000 — 3200. «Ижмаш-авто» динамично осваивает рынок: если в 2000 г. предприятием было выпущено 13 149 Иж-2126, то в прошлом — уже 23 753 (выпуск ВАЗ-2105, наоборот, падает — с 35 123 автомобилей в 2000 г. до 20 583 в прошлом). Глава компании «СОК-Авто», представляющей в Москве интересы «Ижмаш-авто», Александр Вишнепольский воздержался от комментариев относительно перспектив ижевского автомобиля в случае подорожания «ВАЗов», отметив, впрочем, что даже при нынешнем соотношении цен Иж-2126 «совершенно конкурентоспособен».