/Rusmet.ru, Ковшевный Виктор/ Типичный портрет ломовика – схватить свой кусок, и к себе в нору скорей. Пока никто не заметил, ведь кусок всегда хорошо делится на один. Прошли годы, теперь такая модель поведения нежизнеспособна. Мышей не только хватают по-одиночке и съедают. Еще теряется возможность получения дополнительной доходности за счет экосборов и утилизационных сборов.
У ломопереработчиков — хорошие перспективы, если они будут диверсифицировать свой бизнес. Рынок всего вторсырья вырастет в ближайшие годы в 3 раза. Переработчик будущего имеет как минимум три-четыре специализации. Например, металл, электронный лом, макулатура и пластик. Здесь Россия идет по пути развитых стран.
За счет чего вырастет рынок? За счет ввода в действие нового экологического законодательства и организации потока экологических платежей в сторону переработчиков.
Всего есть два типа платежей. Первый тип. Это утилизационные сборы, которые платят автопроизводители c 1 сентября 2014 на иномарки, и с 1 января 2014 – на все автомобили. Второй тип. Это экосборы по 36 товарным группам. Первые выплаты начнутся в апреле 2017. Любопытный факт, что согласно опросам, проведенным в феврале, 70% производителей, которые должны платить экосборы, ничего о них не знают.
Еще один любопытный факт: механизм компенсации затрат на утилизацию транспортных средств не был востребован в 2013-2016. Ежегодно выделяемые 10-12 млрд.руб. в расходной части бюджета остались невостребованными. Механизм компенсации затрат на утилизацию ВЭТС представлен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 20 июня 2013 г. №520 «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям и предпринимателям на возмещение затрат в связи с осуществлением ими деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты колесными транспортными средствами и шасси, в отношении которых уплачен утилизационный сбор , своих потребительских свойств» (в ред. Постановления Правительства от 26.12.2013 N 1291).
У правил есть недостаток – компенсация затрат касается только автомобилей, по которым оплачены утилизационные сборы. Этот недостаток лечит время. Аварии и другие обстоятельства приводят к тому, что уже в 2016 году количество выбывших из эксплуатации автомобилей в переводе на утилизационные деньги составило 300 млн.рублей. Это те деньги, которые могли получить переработчики лома. Но не получили. Из-за “мышиной позиции” действовать по-одиночке. Справедливости ради стоит сказать, что еще в 2014 году в Интернет создана единая база утилизации ВЭТС, в которую в режиме реального времени заполняют акты по утилизации такие игроки как ММК (Профит), НЛМК (Вторчермет НЛМК), ОМК (ОМК- Экометалл) и другие крупные игроки рынка. Поэтому главная битва за утилизационные деньги еще впереди – труды не пропадут даром.
По экосборам потребуется интеграция с Единой государственной информационной системой учета отходов и использования товаров (ЕГИСУОИТ). Администратором экосборов и информационной системы является Росприроднадзор cогласно постановлению № 1520 от 30/10/2015 и со статьей 24.3 пунктом 1 статьи 24.4 458-ФЗ .
Именно поэтому, на ближайшем форуме по лому 28-30 марта 2017 в Москве проходит сразу 10 тематических конференций и круглых столов по основным сегментам рынков вторсырья: металлолом, электронный лом (при поддержке Посольства Швейцарии), макулатура, пластик, стекло, утилизация ВЭТС. Все с участием Росприроднадзора. Особое внимание – самому перспективному рынку – электронному лому. Здесь примут активное участие сами производители, которые должны платить экосборы и Ассоциации РАТЭК и РосБрэнд. В этот раз форум несет в себе большую образовательную функцию – за три дня полное погружение в новое законодательство.
И, о главном. На рынке так много проблем, что до фантастических перспектив рынка нужно элементарно дожить. О проблемах нельзя молчать, иначе они и дальше будут расти, превращая нас всех в рабов. Законодатели подкидывают работу – уже не раз Ассоциации ломопереработчиков РУСЛОМ.КОМ приходится обосновывать , какие губительные последствия для рынка будут в случае запрета экспорта лома. При чем, не только для самих ломовиков, для заводов тоже, потому что в случае даже временного ограничения экспорта, сразу несколько стран готовы инициировать новые антидемпинговые расследования в отношении российских металлургов. Прогадают все, кроме китайцев.
2017-й год – особенный из-за начала действия нового законодательства. Поэтому объединение переработчиков вторсырья, количество участников форума по лому имеет большое значение. Это тот самый случай, когда можно проголосовать ногами: прийти и отдать голос будущему рынку. Или остаться в своей норе, ругаясь про себя, что деньги опять растащили.
Сайт форума: http://lom.rusmet.ru, телефон +7-495-9800608.