Skip to content

Украинские металлурги наращивают сотрудничество с Египтом

6 мин.

Опубликованно: 8 сентября 2015

Импорт и экспорт, Промышленные новости

За последние 4 года Украина в два раза нарастила объемы экспорта продукции в Египет. Стабильный спрос на сталь и зерно вывел страну фараонов и пирамид в число наших торговых фаворитов. Только поставки металлургической продукции в Египет приносят Украине более 1 млрд долл. валютной выручки в год. Соответственно, программа-минимум – не потерять этот миллиард, максимум – получить прибавку.

Арматурная оказия

В июле в странах ислама закончился Рамадан. В августе украинские правительственные делегации зачастили в Египет. В начале месяца Каир посетил министр АПК Александр Павленко, 18-19 августа – замминистра экономического развития Наталия Микольская. На осень планируется заседание в Киеве двусторонней межправительственной комиссии по торгово-экономическому развитию и проведение украинско-египетского бизнес-форума. Такая активность объясняется двумя причинами. С одной стороны, есть опасения, что Египет может ввести новые торговые ограничения на украинскую продукцию. С другой – появились предпосылки, чтобы занять новые сбытовые ниши на берегу Нила.

В прошлом году местный рынок и так немало порадовал украинских металлургов, оказавшись одним из немногих лучиков света в темном царстве. В частности, Египет стал основным по значимости местом сбыта для отечественного стального полуфабриката и вторым по величине – для длинномерного проката. По данным Государственной фискальной службы, за 2014 год туда было отправлено полуфабриката на 966 млн долл. (22% всего экспорта в данном сегменте) и длинномерки – на 197,5 млн долл. (почти 15%). Причем последний сегмент является сравнительно новым для украинских экспортеров. Традиционно главным покупателем отечественной арматуры на внешних рынках являлись Ирак и Россия. Египетская доля стремительно ворвалась в этот круг только в 2014, но и в текущем году украинцы пока держат занятые позиции, несмотря даже на заградительные санкции, введенные официальным Каиром весной.

В целом за прошлый год объем поставок длинномерного проката из Украины в Египет вырос более чем в 10 раз – до 440 тыс. тонн. Постарался «Арселор Миттал Кривой Рог», частично компенсировав себе потери на рынках СНГ и России. Как отмечает агентство «Металл Эксперт», ссылаясь на слова одного из рыночных игроков, АМКР воспользовался определенными затруднениями в работе местных сталепроизводителей, в частности, ростом цен на энергоносители, периодами отключения газа и дефицита электроэнергии. К тому же в политическую опалу попал владелец крупнейшей металлургической компании Ezz Steel Ахмед Эзз. Ему инкриминируют участие в незаконных сделках на рынке металлопродукции и близость к бывшему президенту страны Хосни Мубараку, чей режим сегодня считается в Египте преступным. В итоге в прошлом году бизнесмен оказался в тюрьме, а заводы Ezz Steel работали с перебоями и убытками, что сыграло на руку украинским экспортерам. Но всполошило египетских металлургов.

Ведь ситуацией воспользовались не только их украинские конкуренты, но и, к примеру, турецкие товарищи, для которых рынок Египта тоже один из приоритетных. Экспорт в эту страну металлопродукции из Турции вырос более чем на 70%. Такая стальная интервенция и стала поводом для того, что с мая 2015 власти АРЕ ввели пошлинные ограничения на ввоз арматуры из Украины и Турции, а заодно и Китая. Впрочем, ставки заградительных пошлин оказались весьма щадящими. До 13 октября текущего года они взимаются на уровне 8% таможенной стоимости, но не меньше 408 египетских фунтов/тонн (примерно 53 долл./тонн). После этого пошлина должна уменьшиться до 6,5% и 325 фунтов соответственно, е еще через год – до 3,5% и 175 фунтов.

Как считают некоторые участники рынка, пошлины в некоторой мере даже сыграли на руку украинским компаниям, поскольку в первую очередь снизили интерес египетских покупателей к турецкой арматуре как наиболее дорогостоящей из представленных на рынке. На момент введения пошлин аналогичный товар происхождением из Украины можно было приобрести на 15-25 долл./тонн дешевле, чем турецкий. В то же время украинская арматура все равно оставалась дешевле произведенной непосредственно в Египте, даже с учетом дополнительной фискальной нагрузки.

Три тучных года

В МЭРТ Украины утверждают, что замминистра Наталия Микольская вела в ходе египетского визита переговоры об устранении барьеров при экспорте украинской арматуры в АРЕ. Похвально, но вряд ли именно эта тема была основной за переговорным столом. Тем более что для отечественных поставщиков арматуры пошлины не стали такими уж болезненными. На что, в частности, указывает и статистика. Динамика украинского экспорта арматуры в Египет в текущем году едва отстает от прошлогодней. Если за весь 2014 год суммарная стоимость этого экспорта составила 197,5 млн долл., то за 7 месяцев 2015 – 97,7 млн долл.

Правда, в экспорте заготовки в Египет Украина в 2014-2015 годах преуспела еще больше. В прошлом году она заработала на этом 966 млн долл., за январь-июль 2015 – 439 млн долл. Динамика чуть ухудшилась, но шанс после Рамадана отыграть отставание еще есть. Но даже если не получится, все равно текущий год можно уже зачислить в третий подряд успешный на египетском рынке полуфабриката. Ранее в регионе MENA украинские металлурги делали ставку на Ливан как перевалочную базу для переброски продукции в Сирию и государства Персидского залива. Но сирийская гражданская война вынудила их активнее уделять внимание Египту. Переориентация оказалась весьма удачной. Но удастся ли долго держать удачу за хвост?В последнее время Палата металлургической индустрии Египта – главная отраслевая лоббистская организация – все чаще призывает правительство к ужесточению защитных мер на стальном рынке страны в целом. По мнению генерального менеджера Палаты Мохамеда Ханафи, в АРЕ необходимо ввести дополнительные заградительные меры на импорт стальной продукции, объемы которого продолжают расти. Он уверен, что последствием такого решения не станет рост внутренних цен на металл, поскольку у зарубежных поставщиков есть маржинальный резерв, чтобы держать нынешний ценовой уровень. В то же время египетские метпредприятия окажутся в более приемлемых конкурентных условиях и получат стимул наращивать производство.

Египетские власти пока не поддаются на эти призывы, побаиваясь, что местная сталеплавильная отрасль не сможет эффективно покрыть нужды внутреннего рынка, чей объем сейчас оценивается в 7-7,5 млн тонн металлопродукции в год. В случае же успешного и своевременного развития новых инфраструктурных объектов он может превысить и 10- миллионный рубеж. Это на 30% больше, чем может выплавить вся египетская металлургия при максимальной загрузке. Однако недовольство своих металлургов правительство в Каире пытается использовать для давления на внешнеторговых партнеров, в том числе на Украину.

Второй Суэц

С точки зрения Каира структура нашей двусторонней торговли выглядит просто удручающе. На почти 3 млрд долл. импорта из Украины приходится неполных 100 млн долл. экспорта в обратном направлении. Даже 200-300 тыс. украинских туристов, которые ежегодно посещают Египет и оставляют здесь свои деньги, не являются должным компенсатором. Поэтому в августе украинским правительственным делегациям, посетившим страну фараонов, пришлось больше оправдываться в закрытости собственного рынка, чем нарекать на ограничения на египетском. В итоге украинская сторона пообещала упростить таможенные процедуры для продукции, поступающей из Египта, особенно, что касается хлопка и фруктов. В ответ Украина рассчитывает на более активное вовлечение в строительство объектов в районе Суэцкого канала, где в августе было торжественно открыто второе русло. При этом речь идет не только об обеспечении новостроек традиционным металлопрокатом, но и о поставке техники и оборудования.

Второе русло Суэцкого канала было проложено всего за год и стало отличным примером того, как можно воодушевить людей амбициозной идеей. Все 8,5 млрд долл., необходимых на его строительство, собрали египетские граждане, выкупив специально выпущенные по этому поводу государственные облигации. Теперь «путь из арабов в греки» сократится во времени почти на сутки, поскольку новое русло позволяет организовать движение по каналу в двух направлениях (на вход и выход) одновременно, а, значит, рассосутся нынешние очереди из кораблей.

Однако для украинских промышленников даже больший интерес представляют планы Египта создать в регионе Суэца грандиозный транспортно-индустриальный хаб. Для этого планируется расширить мощности двух действующих здесь контейнерных портов – Порт- Саида и Айн-Сохна. Кроме того, проект предусматривает создание сухих портов в Исмаилии и Эль-Ашир-мин-Рамадане, а также строительство новой автомагистрали и железной дороги, соединяющей Порт-Саид с Эль-Ашир-мин-Рамадан. За всеми этими названиями стоит потенциально очень емкий рынок сбыта для украинских производителей. Так что им надо истово держать кулаки за экономический прогресс в Египте, отсутствие очередных революций, переворотов и исламистских атак.

Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...