Черт нас дернул пройти этот тест! Весь день после этого мы ходили как оплеванные, и не знаю, как остальные, а я еще и полночи не спал – стыдно было: тест «коэффициента интеллекта» показал, что человек я весьма средних умственных способностей. Не лучше обстояло дело у остальных: показатель IQ нашего товарища Михаила – умницы, полиглота и философа – едва приблизился к 80. Физик Андрей набрал 90 «очков», будущий режиссер Ванечка – ровно 70. И лишь подруга Таня, с трудом окончившая несколько лет назад пищевой институт, показала блестящий результат – величина IQ у нее оказалась равной 140 пунктам, почти как у Шарон Стоун. Было отчего расстроиться… И кто же додумался до такого, дорогие граждане, – измерять уровень интеллекта?!
Оказывается, над методиками измерения того, что, в общем-то, не поддается никакому измерению, давно задумывались психологи. Так, французские ученые Бине и Симон еще в XIX веке ввели понятие «коэффициент интеллектуальности», чтобы помочь учителям Парижа «правильно» распределять учеников по классам. Оригинальную методику подсчета интеллекта разработал немецкий психолог Уильям Стерн, который в 1912 году предложил простую формулу для определения коэффициента интеллекта как отношения умственного возраста к хронологическому. Сегодня популярная методика IQ (Intelligence Quotient – сокращенное название термина «Коэффициент умственных способностей») широко применяется в США и некоторых странах Западной Европы. Тестов на IQ существует несколько, однако самый известный придумал Г.Дж. Айзенк (ныне в психодиагностической практике используется уже четвертая редакция шкалы).
Система вопросов разработана таким образом, чтобы выявить способности личности решать проблемы и понимать общие положения, для чего необходимы логическое мышление, понимание взаимосвязей между предметами и явлениями, способность накапливать и использовать информацию. В тест включены более 100 вопросов. Они сгруппированы по категориям: на пространственные представления, математические и языковые способности, возможности памяти… В вопросах используется словесный, цифровой и графический материал в сочетании с различными способами формулировки заданий. Часто предлагается выбрать один из существующих вариантов ответа на вопрос; иногда ответ предлагается написать самому. В каждой из групп вопросы составлены так, что позволяют определить как общий уровень мышления, так и частные способности. За определенное время испытуемому предлагается ответить на эти вопросы, и по тому, как быстро и правильно он ответил, высчитывается IQ. В основной массе тесты несложные, но обычно на результате сказывается ограничение времени на ответы.
…На самом деле, мы совершенно напрасно расстроились. Многие ученые считают, что тест IQ связан только с умением решать те или иные типовые задачи. Даже Айзенк признавал, что тест лишь косвенно связан с интеллектом. В определенной степени он рассчитан на «разгадывание загадок», которые не всегда отражают глубину интеллекта тестируемого, а просто требуют особых навыков. Кроме того, считают критики метода, тест скорее отражает всего лишь некую способность к социально-культурной адаптации испытуемого. Наихудшие результаты показывают те, кто не может понять задания; наилучшие результаты – у решивших все задачи за минимальное время. Обычно лучше всего с тестом справляются школьники, решавшие аналогичные задачки на уроках, а учителя часто стараются «натаскать» детей на подобные тесты (методически это для педагога простейшая задача).
Скептики полагают, что методика тестирования выявляет далеко не самые «высокоинтеллектуальные» способности. Умение продолжить числовой ряд или найти фигуру, «похожую» на несколько других, не говорит даже о наличии хороших математических навыков. Единственное, что можно определенно сказать о человеке, решившем такие задачи, – он готов принять «правила игры» и внимательно выполнить то, что от него требуют. Это очень важно для выживания в обществе, но к интеллекту практически не имеет отношения.
Также давно было замечено, что, хотя задания теста IQ весьма разнообразны, измеряет он в первую очередь так называемый вербальный интеллект, связанный с деятельностью левого полушария мозга. Прочие аспекты мыслительных процессов – образное правополушарное мышление, например, – тест мало затрагивает.
Отечественный ученый – доктор биологических наук, профессор, сотрудник Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН Николай Косицын по поводу IQ говорит следующее: «Коэффициент IQ может быть использован лишь для самой приблизительной оценки интеллектуальных способностей. Это не последняя инстанция, то есть IQ – это не есть истина». Более резко высказался по поводу «тестов на интеллект» психолог из Йельского университета Роберт Стернберг. В своем эссе «Перспективы» он пишет, что многие исследователи просто-таки одержимы тестами на коэффициент интеллектуальности, но это глубочайшая ошибка. «В этих тестах, – считает Стернберг, – воплощен, определенный тип культуры и определенный тип сообразительности, близкий к тому, которым обладают победители всевозможных викторин. Могут ли подобные тесты служить показателями основательного знания философии или космологии? Могут ли они свидетельствовать о том, что человека, который с успехом прошел их, ожидает вообще успех в жизни?» Стернберг напоминает, что оба последних кандидата в президенты США – Ал Гор и Джордж Буш, будучи студентами, могли похвалиться весьма средними показателями в подобных тестах, но любой американец скажет, что оба они добились в жизни исключительного успеха. И наоборот: статистические данные показывают, что крайне невелико число тех, кто имел высокий IQ и достиг вершин в жизни.
Кстати, неоднократно проверено, что с помощью тренировки можно очень сильно поднять результат IQ. Те, кто тестируется в первый раз, всегда получают худшие результаты, чем тестируемые постоянно; последние, в свою очередь, справляются с тестами хуже, чем те, кого специально «натаскивали».
В общем, если вы прошли тест на IQ и при этом показали плохой результат – не отчаивайтесь. Это еще не означает, что вы глупы и несообразительны.