Обыкновенно, когда кризис затрагивает реальный сектор, начинают сжиматься все рынки. Таким образом, не останется в стороне и сектор грузоперевозок, поскольку транспортная система относится к числу ключевых отраслей экономики и сильно зависит от динамики экономических процессов. Объемы перевозок во всем мире стремительно сокращаются из-за падения мирового спроса на сырье. Мировой объем заказов на морские грузоперевозки в октябре 2008 года сократился на 90% на фоне низкого финансирования и падения спроса на морскую поставку нефти, сырья и готовой продукции, сообщает агентство Bloomberg. Мировые фрахтовые индексы, формирующиеся под давлением рыночного механизма спроса и предложения на мировом рынке морских грузоперевозок, также индицируют снижение спроса. К примеру, индекс Baltic Dry, отслеживающий мировые цены на морские перевозки насыпных грузов, в октябре упал до шестилетнего минимума.
В отличие от других видов транспорта, морские суда перевозят, главным образом, экспортно-импортные грузы. В России, которая всегда славилась своей экспортной экономикой, вследствие снижения производства и добычи сырьевыми компаниями также наблюдается сокращение экспорта. По оценкам Федеральной таможенной службы РФ, в сентябре 2008 года на 7% снизился экспорт топливно-энергетического сырья, доля которого в товарной структуре экспорта самая большая и составляет 70%, и на 2% — экспорт металлов (доля в структуре экспорта — 12%). За октябрь официальные цифры Росстатом пока не опубликованы, но уже сейчас несложно догадаться, что они будут еще ниже. Так, согласно данным оперативной сводки Центрального диспетчерского управления (ЦДУ) ТЭК Минэнерго, экспорт российской нефти в страны дальнего зарубежья в октябре 2008 года оказался на 3,5% ниже аналогичного показателя прошлого года.
Дальнейшее снижение экспорта, принимая во внимание российскую экономическую ситуацию, неизбежно скажется на объеме перевалки грузов в морских портах России. По оценке Ассоциации морских торговых портов, объем перевалки наливных грузов за 10 месяцев 2008 года сократился на 1,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 218,7 млн тонн. Впрочем, порты, в частности, специализирующиеся на перевалке сухогрузов, пока не бьют тревогу, однако некоторые из них уже начинают испытывать влияние кризиса.
К слову, ОАО «Восточный порт», крупнейшая стивидорная компания на Дальнем Востоке России, которая специализируется на перевалке каменного угля, зафиксировала сокращение грузооборота в октябре на 34%. «Общая кризисная ситуация на мировом рынке повлияла и на работу нашей компании — прокомментировал снижение генеральный директор ОАО «Восточный Порт» Сергей Кушнарев, — колебание цен на энергетические угли повлекло значительное падение грузооборота угольного комплекса».
Что касается сухопутного рынка грузоперевозок, то основной удар кризиса принимает на себя железнодорожный транспорт, крупнейшая артерия после трубопроводного транспорта с долей в общероссийском грузообороте более 40%. Для сравнения: удельный вес остальных видов транспорта, кроме трубопроводного, в структуре грузооборота в России составляет всего лишь 9,5%.
ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) уже заявило о сокращении грузоперевозок из-за кризиса, которое в октябре составило 4,4% по отношению к соответствующему периоду предыдущего года. При этом наибольшее снижение перевозок пришлось на такие виды продукции, как кокс — падение на 15,3% (по сравнению с октябрем 2007 года), железная руда — спад на 8,7%, черные металлы — на 21,7% и лом черных металлов — спад на 46,8%. Среди причин падения объемов грузоперевозок в РЖД называют экономический кризис, банкротство некоторых компаний, снижение объемов производства ряда предприятий и частичную переориентацию транспортировки нефти с железной дороги на трубопровод. Впрочем, трубопроводный транспорт при более существенном снижении добычи нефти наверняка тоже вскоре пострадает.
Президент РЖД Владимир Якунин ожидает, что грузоперевозки в 2009 году вырастут всего на 0,4%. Не исключены и худшие сценарии развития — спад грузоперевозок от 1% до 6%. В связи с этим, в 2009 году РЖД собирается экономить на ремонте старых вагонов, административно-управленческих расходах, сотрудниках.
Пока очевидно наступление пессимистичного сценария, который предполагает дальнейшее сокращение производства металлургами и нефтяниками, а значит, и снижение объемов грузоперевозок и перевалки через порты. Таким образом, падение инвестиционной составляющей в транспортных тарифах и трудности в кредитовании проектов вынудят РЖД и пароходства, по всей видимости, сократить заказы по ремонту и модернизации судов и вагонов. Тогда как российский транспортный парк будет оставаться старым и изношенным, «пострадают» судостроительные и вагоностроительные компании. РЖД уже ведет переговоры с «Трансмашхолдингом» (доля заказов РЖД — 70%) о снижении цен на подвижной состав. Что касается судостроительных компаний, то они, похоже, из кризиса и не выползали. В любом случае, факт остается фактом — спираль кризиса закручивается все сильнее, и государственные деньги пока не могут остановить несущийся поезд.
_________________________________________________________________
ВНИМАНИЮ УЧАСТНИКОВ РЫНКА МЕТАЛЛОЛОМА!
Специальное совещание ломозаготовителей и металлургов, посвященное текущим проблемам рынка
ЛОМ: Ответы и Вопросы, Которые Актуальны
Совещание “ЛОМОВКА-2008”
Москва, гостиничный комплекс ”САЛЮТ”
10 декабря 2008
Цели:
1)
что будет в первом полугодии? Определение наиболее вероятного сценария
развития событий на рынке лома и стратегии ломозаготовителей на данный
период;
2) обсуждение и подписание ОТКРЫТОГО ПИСЬМА
ЛОМОЗАГОТОВИТЕЛЕЙ Правительству РФ и российским производителям по
поводу сложившейся ситуации с задержками в оплате за поставленный лом,
которые составляют более 4 млрд.руб. ;
3) диверсификация бизнеса
ломозаготовителей: есть ли альтернатива на период ”заморозки” основного
бизнеса. “Лом на биржу!” — Новая идея реализации лома, подробности от
первого лица.
Программа
09.00-10.00. Регистрация
10.00-11.50. Первая сессия. Сценарии первого полугодия 2009 – внутренний рынок.
Один
из главных вопросов сессии: насколько хватит металлургам зимних запасов
лома в условиях резкого спада производства на 50-60%?
• Текущая ситуация на рынке и прогноз на 2009.
• Задержка платежей металлургами – есть ли перспективы разрешения ситуации.
• Возможный передел металлургического рынка – что стоит ждать от новых хозяев?
• “Заморозка” бизнеса, – до какого момента стоит прибегать к данной мере?
• Зимние запасы металлургов
• Спрос на металлопрокат в первом квартале
Докладчики и участники дискуссии:
Русмет, Марков Сергей, руководитель аналитического отдела;
Ассоциация ”Вторичные ресурсы”, Моносов Филипп, исполнительный директор;
Минэкономразвития, Бобылев Виктор, зам.директора департамента макроэкономического развития.;
Приглашены: Профит, МАИР, КСЛП, ВМИ, Ломпром, Северсталь-втормет, Минпромторг и ведущие участники рынка.
11.50-12.20. Перерыв, кофе
12.20-14.00. Вторая сессия. Сценарии первого полугодия 2009 – внешний рынок.
Проблемы зарубежных потребителей российского лома. Прогноз европейских и ближневосточных рынков металла. Когда проснется Турция?
• Зарубежные рынки металлопроката и лома черных металлов в первом полугодии
• Признаки восстановления экспортных рынков: когда и где?
• Когда возобновится рост цен на лом, подобных короткому всплеску цен в Турции в начале ноября (до 290 долларов)?
• Рынок чугуна и лома – предел минимальных и максимальных цен 2009
• Влияние пошлин на экспорт
• Итоги Шанхайского конгресса по лому
Докладчики и участники дискуссии
Инфомайн, Авдеев Геннадий, зам.директора
Ферропорт, Борисов Сергей, генеральный директор
Русмет, Чесалов Лев, главный редактор
Национальная металлургия, Гринберг Вадим, главный редактор
Приглашены: турецкие заводы и ведущие экспортеры лома по итогам 2008
• Специальный доклад совещания. Дополнительный рынок сбыта для независимых ломозаготовителей в России: биржевые технолигии и справедливое ценообразование. РОДЭКС, Филимонов Дмитрий, генеральный директор
14.00-15.00. Обед
15.00-16.00. Третья сессия. Интерактивное обсуждение ОТКРЫТОГО ПИСЬМА ЛОМОЗАГОТОВИТЕЛЕЙ.
Российскими
металлургическими комбинатами практически полностью остановлены оплаты
за поставленный лом черных металлов. Данное письмо должно привлечь
внимание текущих и будущих (если будет смена) собственников комбинатов,
Правительства РФ и СМИ, что в текущих условиях может оказать реальную
поддержку в решении данной проблемы.
16.00-17.00. Четвертая сессия “Бизнес в ломбард”.
• Диверсификация бизнеса независимых ломозаготовителей: альтернатива на период ”заморозки основного бизнеса”.
•
Выступления владельцев площадок и ломозаготовительных бизнесов, которые
желают их продать. Методы оценки бизнеса. Реальная стоимость в условиях
кризиса.
• Стоит ли продавать или просто ”залечь на дно” на полгода?
17.15-19.15. Коктейльный прием. Шоу-программа ”DanceShow”.
Оргкомитет: Русмет.ру
+7(495)9800608, Тырнова Галина, Иноземцев Андрей, Аргунова Елена
Официальный сайт совещания http://lomovka.ru