Мы привыкли к рынку индия. Он представляется нам постоянным: главная сфера применения – покрытия для ЖК и плазменных мониторов, главный поставщик – Китай, который может делать с ценами, что захочет, главный потребитель – Япония, борющаяся с Китаем за более низкие цены. Все остальные – наблюдают снизу за схваткой гигантов. Представляется, что к 2009 г. некоторые константы придется пересмотреть.
Потребление индия в 2001-2009 г.г. – «третья волна».
Крупнейшим сектором применения в этот период, действительно, является изготовление покрытий ITO. Покрытия из ITO (indium-tin oxide) сочетают прозрачность и высокую электропроводность. Это позволяет создать плоские ЖК мониторы (LCD), органические светодиоды (OLED), плазменные панели (PDP). Слой ITO выступает в роли прозрачного токоподвода, по которому подается управляющее напряжение, в результате чего ячейка экрана либо пропускает, либо не пропускает проходящий свет.
Подъем спроса на индий в начале 2000-х г.г. был не первой «волной спроса». Первая волна спроса на ITO и индий появилась еще с середины 80-х г.г. ХХ века – это были ЖК-мониторы для ПК и мобильных телефонов, вторая волна накатила с середины 90-х г.г. – ЖК-мониторы для ноутбуков, третья волна – с 2000 г. – ЖК- и плазменные телевизоры. Производство ЖК и плазменных телевизоров росло во взрывном темпе на 25-30 %/год, катодно-лучевых – сокращалось. Основной потребитель индия в мире все это время – Япония, лидирующая в производстве ЖК-дисплеев. На это расходуется свыше 85% всего потребляемого индия. Dowa Mining, Mitsui Mining and Smelting и Sumitomo Metal Mining производит в сумме около 60 тонн собственного первичного индия. В 2006 и 2007 г. г. потребление индия в Японии составило 905 тонн/год. В 2008 г., общее потребление индия в Японии снизилось и составило, по разным данным, 740-860 тонн. В 2009 г., как ожидается, спрос еще снизится на 30% и составит 602 тонны. Однако, как сообщает в сентябре 2009 г. Japan Metal, с восстановлением некоторых отраслей японской экономики складывается благоприятная ситуация со спросом на индий. Так что с октября 2009 г., впервые за прошедший год, закупки начаты вновь. В сентябре 2009 г. Nippon Mining & Metals приняла решение о закупках сырья для производства индия по долгосрочному контракту у Korea Zinc.,
Цены в 2001-2009 г.г.
Начало 2000-х г.г. для рынка индия ознаменовалось значительным ростом цен
С 80-100 $/кг в 2001-2002 г.г. (что было исторически аномально низким уровнем цен для такого редкого металла, как индий) они быстро поднялись до 600 $/кг в 2003 г., до 800-1000 $,кг в период 2004-2006 г.г. После этого цены колебались в диапазоне 500-800 $/кг в 2007-2008 г.г. С началом экономического кризиса и снижением спроса со стороны производства ЖК-дисплеев, индий начал дешеветь. В декабре 2008 г. его цены опустились до минимального за последние пять лет уровня в 350 — 420 долл./кг, на котором продержались в течение января и февраля 2009 г. В итоге, по сравнению с рекордно высоким уровнем марта 2005 г. в 1050 долл./кг, индий подешевел почти в 3 раза. Однако, в последние месяцы сентябрь –октябрь 2009 г. цены поднялись до 450-520 $/кг.
Изменение 1: клуб производителей первичного индия.
Китай Основными производителями являются: Huludao Zink Smelter Co., Luizhou China Tin Corp. (крупнейший в мире производитель), Yannan Tin, Hunan New Hualian, Nanjing Germanium Plant. Доля Китая выросла за рассматриваемый период с 30% до 50% мировых мощностей по производству первичного индия. Производство в 2008 г. — 331 тонна. Бельгия Лидерами на европейском рынке являются Umicore S.A. и МСР-SIDECH с производством в 2008 г. 20 тонн. Канада Teck Cominco на предприятии в Trail (British Columbia, Канада) производит индий из свинцово-цинковых руд Red Dog Mine (Аляска, США). Teck Cominco в 2006 г. увеличила свои мощности до 70 тонн/год. Компания Xstrata/Falconbridge производит до 15 тонн индия в год на предприятии в Kidd Creek. Суммарное производство в 2008 г. — 60 тонн.
Германия Производство индия на PPM Pure Metals GmbH с 2004 г. прекращено.
Помимо традиционных производителей – Китая, Канады, Франции и Перу – в 2005-2009 г.г. добавились:
— компания Korea Zink в 2005 г. энергично приступила к выпуску индия. Сегодня производство составляет до 120 тонн в год.
— австрало-бельгийская компания Nystar, намеревается производить 130 тонн/год
— бразильский Votorantum, выпустив в 2007 г. 5 тонн, намеревается довести выпуск индия в 2009 г. до 76 тонн.
Попытки ухода от доминирования Китая на рынке индия – важный фактор, проявившийся к 2009 г.
Изменение 2: рециклинг- «городские шахты» выигрывают.
Впервые извлечение индия из скрапа стало заметным явлением в 1996 г., когда цены достигли очередного максимума. Пионером в этом стала Япония, которая лидирует до сих пор. В 2008 г. в мире более 55% индия возвратилось в производство при повторной переработке. По оценкам японского National Institute of Material Science, опубликованным в 2008 г., Япония накопила такое количество отходов электроники, что в терминах мировых запасов, уже имеет 61% запасов индия. Так, в 2008 г. Япония использовала, по разным данным, 517- 680 тонн вторичного индия и только 60-340 тонн первичного. Рост доли более дешевого индия, получаемого рециклингом – важный фактор ценообразования.
Изменение 3: Смена основного поставщика для Японии
Все эти годы основным поставщиком для Японии был Китай. «Борьба» основного потребителя и производителя определяла динамику цен не мировом рынке до 2007 г. В 2007 г. вмешался другой крупный игрок, поставивший цель занять место основного поставщика для японцев – Korea Zinc Corp. Именно в результате его агрессивной политики продаж, в январе 2008 г. цена на индий снизилась и составила 550 долл/кг. К 2009 г. Корея, как считается, заняла место основного поставщика первичного индия для Японии, поставив в Японию в 2008 г. около 210 тонн, в то время, как Китай – около 54 тонн.
Изменение 4: Новая роль Китая.
Основной страной-производителем первичного индия остается Китай. Если в 1996 г. Китай произвел 25 тонн индия, то в 2008 г. общее производство составило 331 тонну. Однако, производство и экспорт индия из Китая сокращается: в 2008 г. вывоз составил 102.788 тонн, против 187.344 тонн в 2007 г. В 2008 г. Министерство экономики Китая приняло решение об ограничении числа экспортеров индия из Китая, отсекая мелких производителей. В 2008 г. квота составляла 240 тонн. Право экспортировать индий в 2009 г. получило 21 предприятие из 70-80 существующих, с общей квотой 233 тонны. Реальный экспорт еще меньше, чем разрешенные квоты.
Китай сам становится производителем ЖК и плазменных мониторов. В связи с этим растет потребность Китая в индии для собственного потребления. Внутреннее потребление оценивается в 40 тонн/год, из которых 65% идет на производство ITO. Нет больших сомнений, что эта цифра будет расти.
В сочетании с серьезными проблемами, связанными с экологией производства базовых для индия свинца и цинка (в 2009 г. власти закрыли предприятия по выплавке свинца в провинции Henen мощностью 240000 тонн), это приводит к тому, что в 2009 г. Китай, возможно, впервые в истории станет нетто-импортером рафинированного индия (оставаясь крупнейшим производителем чернового индия).
Солнечный импульс.
Сфера использования солнечных элементов (СЭ) последние 10 лет расширяется, они обладают рядом преимуществ: не имеют движущихся частей, срок службы СЭ, вероятно, будет достигать 100 лет, они используют прямое и рассеянное солнечное излучение, пригодны для создания установок любой мощности.
Солнечные электростанции способны обеспечить потребителя электричеством в любом месте, не вызывая эмиссию вредных газов в атмосферу. Батарея площадью 40 м2 может обеспечивать типичный сельский дом, либо существенно снизить расход эл. энергии в городском доме, если солнечная система соединена с общей городской энергосистемой. В последнем случае, солнечная батарея отдает выработанную энергию в промышленную сеть, которая служит одновременно накопителем и распределителем энергии. Промышленно развитые страны, стремясь снизить зависимость от традиционных энергоносителей, компенсируют потребителю затраты на более дорогой «солнечный» киловатт-час. Поэтому до кризиса солнечная энергетика стала самой быстрорастущей отраслью мировой экономики. Рынок, стимулируемый государством, рос взрывообразно. В 2008 г, выпуск СЭ составил 5.6 ГВт (рост 49% к 2007 г.).
После начавшегося в 2008 г. мирового экономического кризиса, в 2009 г., как ожидается, производство составит 7.1 ГВт (рост 26% к 2008 г.) Это означает, что солнечная энергетика и в кризис останется самой динамично растущей отраслью мировой экономики.
СЭ на слоях диселенида меди-индия (CIGS).
Среди многих типов СЭ, последнее время развиваются и производятся СЭ на нанокристаллических слоях диселенида меди-галлия-индия (CIGS).
Высокая способность к поглощению солнечного излучения у плёнок Cu(In,Ga)Se2 (CIGS) позволяет создавать тонкопленочные СЭ с КПД до 15%. (в 2009 г. US Department of Energy сообщил о рекордных 15.45% эффективности).
На получение 1 ГВт энергии от CIGS-модулей расходуется 22 тонны индия, 55 тонн селена, 15 тонн меди и 4 тонны галлия. Предполагается, что к 2012 г. СЭ на CIGS займут 12% рынка, что составит 3 ГВт. Это означает, что теллур, селен, галлий, индий являются лидерами в «солнечных гонках».
Учитывая, что индий (в качестве основы ITO) является необходимым компонентом для СЭ других типов, суммарная потребности в индии для солнечной энергетики оценивается в 228 тонн к 2016 г. против сегодняшних 20 тонн (NanoMarket report-2009).
Вместо заключения
В октябре 2009 г. объявлено о завершении сделки, в результате которой продан 100% акций компании NF Holdings, контролирующей 58% акций Челябинского цинкового завода — единственного на территории России производителя чистого индия (производительность 3-6 тонн/год). Приобретателем в сделке выступил консорциум инвесторов, среди которых — Уральская горно-металлургическая компания и «Русская медная компания». Учитывая, что УГМК принадлежит второй производитель индия – Электроцинк, можно сказать, что индиевая подотрасль консолидировалась. Это скорее хорошее известие – у УГМК репутация предприятия, крайне внимательно относящегося к «малым металлам». Так, в 2002-2004 г.г. в развитие селена и теллура на «Уралэлектромеди» были инвестированы значительные средства. Это позволило УГМК извлечь все преимущества из всплеска спроса в 2005-2006 г.г. Может быть и российский индий переедет на «солнечную сторону».
Наумов А.В.
ООО «КВАР»