Совет операторов железнодорожного транспорта предлагает субсидировать покупателей вагонов, а не их производителей.
Совет операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ, объединяет крупнейших операторов) предлагает субсидировать покупателей вагонов, а не их производителей, сообщают «Ведомости» со ссылкой на проект письма партнерства премьеру Дмитрию Медведеву и вице-премьеру Аркадию Дворковичу. Подготовку такого письма подтвердили источники издания, подчеркнув, что это консолидированная позиция участников партнерства. Но источники затруднились ответить, когда письмо будет отправлено.
На сети РЖД слишком много вагонов — это снизило доходность оперирования ими «до минимальных значений», говорится в проекте письма. Средние ставки на аренду полувагонов сейчас — 350-400 руб. в сутки, цистерн — 550-600 руб. в сутки. Причина в том, что вагонов, не обеспеченных грузовой базой, становится слишком много (особенно полувагонов и цистерн), объясняют операторы. По их мнению, это происходит из-за того, что предприятия формируют искусственный спрос, продавая вагоны собственным лизинговым «дочкам».
Это, по мнению операторов, стало возможно благодаря господдержке. Вагоностроители получают финансирование от госбанков, для вагонов с повышенной грузоподъемностью применяется пониженный тариф (такой льготой пользуется продукция Тихвинского завода и «Уралвагонзавода»), покупателям таких вагонов субсидируются ставки лизинга, перечисляет совет операторов. Но это не решает проблемы отраслей, а усугубляет их, резюмируют операторы.
Господдержка вагоностроителей будет эффективна только в том случае, если будет распространяться на продукцию, выпускаемую под твердый контракт, указывают операторы. Они считают, что нужно стимулировать покупателей вагонов лишь в том случае, если они гарантируют, что спишут старый парк.
По данным СОЖТ, в 2015 году операторы планируют купить только 5400-6000 вагонов. Минпромторг ранее прогнозировал спрос на новые вагоны на уровне 40 000 в год.
Аналитики полагают, что государству нужно стимулировать списание старого парка. Это, по их мнению, является единственным способом сбалансировать рынок: поднять доходность операторского бизнеса и увеличить спрос на вагоны. С ними согласен и сотрудник одного из вагоностроительных предприятий. Проблему переизбытка вагонов необходимо решать, считает он, но сокращаться должны и парк, и избыточные старые мощности.