Контроль госзакупок может перейти от Минэкономики к Минфину и Федеральному казначейству — дискуссия об этом инициирована первым вице-премьером Игорем Шуваловым 9 февраля на последнем совещании по теме, подтвердили «Ъ» источники в Белом доме. Поручение господина Шувалова пока сформулировано на уровне концепции — конкретные предложения предстоит представить Минэкономики (оно предложит перевести закупки и конкуренцию на проектное управление) и Минфину. Консолидация контроля закупок в финансирующем их ведомстве объясняется проблемами при их информатизации — системы контроля закупок, оборота лекарств и электронный бюджет должны сопрягаться, но до сих пор это вызывало только проблемы с их работой. На этом фоне «Ростех», уже выбранный разработчиком двух информационных систем, может получить контроль и над электронным бюджетом.
В поручении Игоря Шувалова по итогам совещания 9 февраля, с которым ознакомился «Ъ», вопрос перераспределения полномочий по контролю работы контрактной системы между Минэкономики и Минфином сформулирован как тема для межведомственной дискуссии. Главам ведомств Максиму Орешкину и Антону Силуанову до 16 февраля поручено «проработать предложения об уточнении полномочий министерств и ведомств в сфере закупок товаров, работ, услуг» и «представить в правительство проекты нормативно-правовых актов». Источник «Ъ», знакомый с ходом обсуждения вопроса в финансовом ведомстве, подтвердил, что встреча министров должна пройти в недельный срок и на ней будут обсуждаться порядок передачи полномочий по контрактной системе и кадровые вопросы. По данным «Ъ», речь может идти о возможном переходе в финансовое ведомство как минимум части подчиненных курирующего закупки заместителя главы Минэкономики Евгения Елина.
Господин Елин комментировать решение о передаче полномочий Минфину отказался. Чиновник ранее работал в Минфине, однако, по словам источников «Ъ», он вряд ли заинтересован в возвращении туда: у него остаются другие полномочия (он также курирует федеральную адресную инвестиционную программу и развитие секторов экономики), а в Минфине вряд ли появится дополнительная вакансия замминистра. При этом сотрудникам департамента по развитию контрактной системы, скорее всего, будет предложено перейти в Минфин, чтобы обеспечить преемственность, а также прохождение через Госдуму проектов масштабных изменений в законы о госзакупках и закупках госкомпаний и их дальнейшую реализацию.
По данным «Ъ», Минэкономики предложит Игорю Шувалову альтернативное решение — реализовать проектный принцип управления системами госзакупок, закупок госкомпаний и развитием конкуренции (за него сейчас отвечает ФАС). В подготовленном Минэкономики проекте (есть у «Ъ») говорится: в рамках поставленной правительством задачи перехода на проектный принцип управления самым крупным проектом как раз и является формирование системы закупок и развитие конкуренции. При этом в сфере закупок Минэкономики фактически является и заказчиком, и управляющим проектом и к тому же отвечает за мониторинг его результатов, а в развитии конкуренции аналогичные полномочия сконцентрированы у ФАС. Минэкономики готово стать заказчиком этих проектов, назначив при этом управляющим системами закупок Минфин, а развитием конкуренции — ФАС.
Отметим, что перераспределение полномочий выглядит скорее административным решением — это попытка решить проблемы системы госзакупок усилением и концентрацией ответственности. Отметим, что еще полгода назад, в июле 2016 года, Игорь Шувалов в письме Владимиру Путину (есть у «Ъ») называл «целесообразным до конца 2017 года сохранить текущее распределение полномочий» ведомств. Тогда предполагалось, что в 2018 году будет проведен аудит ЕИС и принято решение об определении единого ответственного ведомства. Пока «в Минэкономики продолжают поступать поручения по контрактной системе», отметил вчера другой источник «Ъ» в Белом доме. «О том, что Игорь Шувалов передумал, мне неизвестно»,— сказал он. Официально в Минэкономики вчера тему не комментировали.
Напомним, полномочия Минэкономики по контролю закупок государства (на 5,3 трлн руб. в 2016 году) были сформированы, когда главой ведомства была руководившая реформой закупок и запуском контрактной системы ныне глава Банка России Эльвира Набиуллина. Сейчас в ведении Минэкономики находится мониторинг закупок, о результатах которого ведомство регулярно отчитывается правительству, год за годом фиксируя рост числа неконкурентных действий в этой сфере.
До недавнего времени министерство контролировало и запуск системы нормирования закупок и необходимого для этого каталога товаров, работ и услуг — он должен был учитывать цены закупок для расчета «референтных цен» и ограничивать закупки за госсчет предметов роскоши и товаров «с избыточными потребительскими свойствами». Пока Минэкономики еще определяет функционал системы и занимается поддержкой пользователей, но и эти полномочия могут уйти к казначейству: поручение об этом также есть в протоколе совещания у первого вице-премьера, подтвердили «Ъ» в его аппарате (см. «онлайн» от 13 февраля). При этом создание, ведение и обслуживание ЕИС, а также разработку сопряженной с ней системы «Электронный бюджет» уже курирует казначейство, подконтрольное Минфину.
Поводом для пересмотра распределения полномочий в начале 2017 года стали жалобы на неработоспособность ЕИС — постоянные правки законодательства о закупках и попытки соединить ее с электронным бюджетом де-факто обрушили систему. В результате техническое обеспечение ЕИС будет поручено «Ростеху» (ранее, в 2014-2015 годах конкурсы выигрывала ИТ-компания «Ланит»). С марта 2017 года к ЕИС должна была подключиться информационно-аналитическая система мониторинга лекарств (ИАС), создание которой также поручено «Ростеху». И хотя в феврале казначейство сообщило, что с ИАС есть проблемы (лекарственные контракты смогут быть размещены в ЕИС не раньше апреля), по данным источников «Ъ», «Ростех» уже добивается и возможности технического обеспечения третьей составляющей ИТ-контура закупок — системы «Электронный бюджет».
Олег Сапожков, Софья Окунь; Анна Пушкарская, Санкт-Петербург