Одна из крупнейших транспортных компаний, «Северстальтранс», решила заняться новым бизнесом — железнодорожными перевозками нефти и нефтепродуктов. По информации «Ведомостей», для этого компания приобретает ООО «Балттранссервис», клиентами которого являются крупные нефтяные холдинги.
ООО «Балттранссервис» специализируется на транспортировке нефти, нефтепродуктов и стали. В 2002 г. компания перевезла около 17 млн т грузов. На 1 января 2003 г. собственный парк «Балттранссервиса» составлял более 2100 цистерн и 590 полувагонов, еще 5000 цистерн арендовались у МПС. Клиентами компании являются Тюменская нефтяная компания, «Славнефть».
ЗАО «Северстальтранс» принадлежит около 2500 полувагонов. Компания контролирует ОАО «Восточный порт», ОАО «Туапсинский морской торговый порт», ОАО «Коломенский завод», ОАО «Первый контейнерный терминал» и стивидорную компанию ЗАО «Нева-Металл» в Санкт-Петербурге.
Как заявил «Ведомостям» коммерческий директор «Северстальтранса» Никита Мишин, «покупка 100% долей «Балттранссервиса» почти завершена, нам остались некоторые формальности, связанные с регистрацией». Гендиректор «Балттранссервиса» Владимир Прокофьев подтвердил «Ведомостям», что его компанию приобрел «Северстальтранс», но от более подробных комментариев отказался.
По словам Никиты Мишина, «Северстальтранс» приобрел непосредственно доли участия в ООО, отказавшись от покупки владевших «Балттранссервисом» офшорных компаний. «Переговоры с нами вели не владельцы, а их представители, — добавил Никита Мишин. — Это инвесткомпания «Финартис» и юристы из британской адвокатской конторы Hogan & Hartson LLP». ИК «Финартис» возглавляет сын бывшего министра путей сообщения Николая Аксененко Рустам Аксененко. Источник, близкий к сделке, сообщил «Ведомостям», что «Северстальтранс» отдал за железнодорожного оператора $75 млн. Связаться с компанией «Финартис» «Ведомостям» вчера не удалось.
«Мы не планируем проводить никаких революционных изменений в руководстве «Балттранссервиса» или в работе фирмы, — говорит Никита Мишин. — Она останется отдельной компанией с самостоятельным бизнесом». Пока «Северстальтранс» не планирует приобретать новые нефтеперевалочные мощности вдобавок к уже принадлежащей ему части нефтеналивной системы Туапсинского морского торгового порта.
По мнению сотрудника крупной нефтяной компании, новое приобретение «Северстальтранса» в ближайшее время никак не скажется на рынке железнодорожных перевозок. «Они [«Северстальтранс»] не создали нового актива, а купили уже существовавшую компанию, — говорит собеседник «Ведомостей». — На мой взгляд, чтобы стать серьезным игроком на рынке, «Балттранссервису» надо иметь в 6 — 7 раз больше единиц подвижного состава».