/НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ»/ Для целей содействия компаниям отрасли обращения с ломом в формировании стратегии на предстоящий год, минимизации рисков и использования новых возможностей бизнеса продолжается подготовка информационно-аналитических материалов по рынку лома.
Полная информация по итогам рейтингов, экспертные прогнозы и цифры по отрасли будут представлены на ежегодном форуме и выставке по вторсырью Moscow International Recycling Expo. Мероприятие состоится 26-29 марта 2018 г. в Royal Radisson Hotel Moscow 5* https://mir-expo.com/
Рейтинг жд-грузоотправителей лома черных металлов в 2017 г. Российская Федерация[/caption]
Таблица 1.
тыс. т. |
2016 |
2017 |
Изменение, тыс. т. |
Изменение,% |
Российская Федерация |
15 532,4 |
16 105,8 |
573,4 |
3,7 |
Московская обл. |
1 303,6 |
1 392,7 |
89,1 |
6,8 |
Свердловская обл. |
1 237,8 |
1 213,7 |
-24,1 |
-1,9 |
г. Москва |
786,4 |
942,6 |
156,2 |
19,9 |
Челябинская обл. |
701,7 |
704,6 |
2,8 |
0,4 |
Респ. Татарстан |
670,7 |
628,3 |
-42,5 |
-6,3 |
ХМАО |
632,7 |
624,9 |
-7,8 |
-1,2 |
Пермский край |
543,9 |
559,6 |
15,8 |
2,9 |
Иркутская обл. |
548,0 |
522,9 |
-25,1 |
-4,6 |
Новосибирская обл. |
489,2 |
489,2 |
-0,0 |
-0,0 |
Красноярский край |
470,5 |
458,0 |
-12,5 |
-2,7 |
Кемеровская обл. |
435,8 |
432,0 |
-3,8 |
-0,9 |
Респ. Башкортостан |
391,1 |
407,2 |
16,1 |
4,1 |
Самарская обл. |
450,1 |
395,3 |
-54,8 |
-12,2 |
Нижегородская обл. |
370,5 |
360,6 |
-9,9 |
-2,7 |
Санкт-Петербург |
246,8 |
339,1 |
92,3 |
37,4 |
Омская обл. |
336,7 |
338,0 |
1,3 |
0,4 |
Алтайский край |
294,9 |
297,8 |
2,8 |
1,0 |
Брянская обл. |
273,9 |
274,5 |
0,6 |
0,2 |
Калужская обл. |
225,9 |
255,6 |
29,7 |
13,2 |
Тульская обл. |
268,7 |
255,4 |
-13,3 |
-4,9 |
Саратовская обл. |
250,6 |
250,1 |
-0,5 |
-0,2 |
Респ. Коми |
184,4 |
235,2 |
50,9 |
27,6 |
Пензенская обл. |
220,6 |
234,0 |
13,5 |
6,1 |
Рязанская обл. |
218,9 |
218,5 |
-0,4 |
-0,2 |
Забайкальский край |
190,9 |
204,7 |
13,8 |
7,2 |
Амурская обл. |
194,1 |
188,7 |
-5,4 |
-2,8 |
Оренбургская обл. |
194,0 |
184,1 |
-9,8 |
-5,1 |
Курганская обл. |
164,5 |
182,3 |
17,8 |
10,8 |
Удмуртская Респ. |
160,6 |
180,4 |
19,8 |
12,3 |
Ульяновская обл. |
177,1 |
179,3 |
2,2 |
1,2 |
Ивановская обл. |
149,4 |
169,7 |
20,3 |
13,6 |
Орловская обл. |
154,5 |
168,9 |
14,4 |
9,3 |
Ярославская обл. |
112,9 |
160,2 |
47,4 |
42,0 |
Хабаровский край |
172,3 |
152,7 |
-19,6 |
-11,4 |
Смоленская обл. |
128,3 |
144,2 |
16,0 |
12,5 |
Респ. Бурятия |
120,1 |
141,7 |
21,6 |
17,9 |
Томская обл. |
131,9 |
135,6 |
3,7 |
2,8 |
Кировская обл. |
116,6 |
128,4 |
11,8 |
10,1 |
Респ. Хакасия |
128,0 |
117,4 |
-10,6 |
-8,3 |
Костромская обл. |
90,9 |
116,7 |
25,8 |
28,4 |
Владимирская обл. |
94,5 |
109,4 |
15,0 |
15,8 |
Архангельская обл. |
96,4 |
109,4 |
13,0 |
13,5 |
Чувашская Респ. |
0,0 |
108,9 |
108,9 |
|
Вологодская обл. |
110,6 |
102,8 |
-7,8 |
-7,0 |
Респ. Мордовия |
101,8 |
99,6 |
-2,3 |
-2,2 |
Респ. Марий Эл |
84,3 |
98,0 |
13,7 |
16,3 |
Тюменская обл. |
81,3 |
91,8 |
10,5 |
13,0 |
Тверская обл. |
69,2 |
89,5 |
20,3 |
29,4 |
Воронежская обл. |
54,3 |
84,6 |
30,3 |
55,9 |
Ростовская обл. |
73,3 |
84,6 |
11,2 |
15,3 |
Астраханская обл. |
55,9 |
72,0 |
16,0 |
28,7 |
Белгородская обл. |
73,2 |
69,9 |
-3,3 |
-4,5 |
Ямало-Ненецкий АО |
64,8 |
65,5 |
0,8 |
1,2 |
Тамбовская обл. |
55,7 |
64,5 |
8,8 |
15,8 |
Респ. Саха (Якутия) |
47,6 |
63,7 |
16,1 |
33,8 |
Волгоградская обл. |
87,6 |
59,9 |
-27,7 |
-31,6 |
Липецкая обл. |
27,0 |
44,7 |
17,7 |
65,8 |
Псковская обл. |
30,2 |
37,6 |
7,4 |
24,5 |
Респ. Дагестан |
42,7 |
34,5 |
-8,2 |
-19,2 |
Краснодарский край |
25,0 |
33,8 |
8,8 |
35,2 |
Курская обл. |
35,6 |
33,6 |
-2,1 |
-5,8 |
Респ. Карелия |
35,9 |
29,8 |
-6,1 |
-17,0 |
Еврейская АО |
30,0 |
29,5 |
-0,5 |
-1,8 |
Респ. Северная Осетия — Алания |
36,1 |
29,2 |
-6,9 |
-19,2 |
Приморский край |
23,0 |
22,0 |
-1,0 |
-4,4 |
Ленинградская обл. |
14,4 |
22,0 |
7,7 |
53,4 |
Мурманская обл. |
10,5 |
13,2 |
2,7 |
25,9 |
Сахалинская обл. |
9,2 |
7,6 |
-1,6 |
-17,0 |
Чеченская Респ. |
4,3 |
4,5 |
0,3 |
6,2 |
Кабардино-Балкарская Респ. |
3,8 |
4,0 |
0,3 |
7,0 |
Ставропольский край |
3,3 |
0,6 |
-2,7 |
-81,6 |
Новгородская обл. |
1,5 |
0,0 |
-1,5 |
-100,0 |
Чукотский АО |
109,9 |
0,0 |
-109,9 |
-100,0 |
SWOT-анализ состояния значения отрасли обращения с ломом и отходами производства и потребления 2017-2018 гг.
Таблица 2
ВОЗМОЖНОСТИ |
СИЛА (ПРЕИМУЩЕСТВА) |
- Возможность выхода на внешние рынки
- ·Заинтересованность иностранных партнеров в сотрудничестве. Так, резидент ТОР «Надеждинская» инициировал начало строительства завода по утилизации и глубокой переработке автомобилей в Приморском крае. Партнерами выступают японские корпорации Arai Shoji Co. Ltd. и Royal AutoParts.Проект запущен 25.10.2017г.
- Возможность диверсификации бизнеса в смежных сегментах (оээо, пластик, резина, макулатура, утилизация техники)
- Возможности нового экологического законодательства РФ и государственных программ утилизации
- Возможности использования мер государственной поддержки, таких как,например, льготный режим для ведения бизнеса на Дальнем Востоке с точки зрения инфраструктуры, налогообложения и международной торговли
- Возможности производства продукции на уровне мировых стандартов и регламентов
- Среднегодовое потребление черного металлолома металлургическими и машиностроительными предприятиями России составляет более 25 млн тонн. По данным НП «Русская Сталь» и НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ», до 40% заготавливаемого лома сдается физическими лицами, поэтому поддержка мер по стимулированию данного сегмента рынка позволит дать максимальный положительный эффект для рынка лома в целом виде увеличения объёмов его заготовки и переработки
- Возможности использования технических инновационных достижений и мирового опыта. Готовность игроков отрасли к модернизации
- Запуск отраслевых проектов при партнерстве с банками по безналичному расчету с физическими лицами за сырье
- Цифровизация отрасли. Реализации отраслевого проекта Такси для мусора, создание электронных сервисов и информационных порталов, система отраслевых экспертных рейтингов Metrus
- Рост роли и объемам электросталеплавильного производства. Около половины мирового производства стали выплавляется из вторичных черных металлов, а в шихте электросталеплавильного производства доля металлолома находится на уровне 95%.
|
- Восприимчивость отрасли к инновациям
- Наличие значительного ломофонда в стране
- Федеральная сеть заготовительных пунктов лома, свыше 5000 производственных предприятий в РФ
- Стабильное внутреннее потребление металлургического сырья. 45 млн. тонн заготовки лома в год, 60% -ресурсная база металлургии
- Рост роли экологизации металлургического производства. При использовании лома происходит снижение нагрузки на окружающую среду по сравнению с выплавкой из руды: при выплавке стали из металлоотходов количество загрязняющих атмосферу веществ снижается на 85%; при выплавке из лома цветных металлов (А1, Сu и РЬ) количество выбросов газов снижается в 5-10 раз
- Компетентное руководство
- Высокий уровень консолидации отрасли в саморегулируемой организации для принятия согласованных с решений по развитию 75% предприятий потребляющих стальной лом состоят в НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ»
- Востребованность российского лома на мировых рынках, стабильный экспорт на уровне 10-13% от объема заготовки и долгосрочные контракты. Важным экономическим эффектом является валютная выручка, которая в среднем составляет более 800 млн долл. США в год, при экспорте лома и отходов черных и цветных металлов
- Высокая социальная значимость отрасли −60 тыс. рабочих мест, включая сертифицированных (аттестованных) специалистов. А также участие граждан в сдаче лома и раздельном сборе отходов.
- Экономическая выгода для металлургии. Использование 1т подготовленного металлолома в среднем позволяет экономить свыше 1800 кг железной руды, агломерата и окатышей, 500 кг кокса, 50 кг флюсов, около 100 м3 природного газа
- Повышение энергоэффективности металлургического производства. Так, в цветной металлургии также многократно снижается расход энергии при производстве металлов и металлопродукции: алюминия — на 95%, меди — на 83%, стали — на 74%, свинца — на 64%, цинка — на 60%.
|
ОПАСНОСТИ (УГРОЗЫ) |
СЛАБОСТЬ (НЕДОСТАТКИ) |
- Общий спад мирового и внутреннего производства
- Высокий уровень налогообложения, избыточное давление со стороны проверяющих органов, административные барьеры. В т.ч. Федеральным законом №315 ФЗ от 27.11.2017 г. отменена налоговая льгота по НДС на операции с ломом, введено налоговое агентирование
- Снижение заготовки легкодоступного лома. В РФ значительная часть металлического лома (70-80%) не утилизируется, и безвозвратно теряется. Объясняется это тем, что много отходов металла в составе бытового мусора попадает в твердые коммунальные отходы (ТКО), теряется в виде автолома, выброшено на свалки и т.п.
- По данным Минприроды , в Российской Федерации ежегодно образуется 60 млн. т твердых бытовых отходов – свыше 400 кг на человека, при этом вторично используется не более 8% (против 40% в США и 60% в ЕС), остальное захоранивается
- Отнесение банками ломозаготовителей к высокорисковому сектору экономики. Закрытие счетов ломовикам и металлургам, по косвенным признакам несоответствия требованиям Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ
- Неравные конкурентрные условия для благонадежных игроков при наличии теневого сектора в отрасли из-за коррупционной составляющей и несовершенства лицензионного законодательства. По оценкам не менее 30% рынка находится в тени.
- Дефицит новых кадров с компетенциями. Старение коллектива на предприятиях
- Задержки в платежах со стороны завдов. Рост дебиторской задолженности отечественных заводов перед поставщиками лома
- Срывы поставок со стороны российских поставщиков перед иностранными партнерами
|
- Отсутствие действенных отраслевых технических регламентов и стандартов, гармонизированных с международными нормами. Так ,например, ГОСТ Р 55102, стандартизирующий в России в т.ч. обращению с электронными отходами, не отвечает в полной мере уровню существующих современных технологий
- В России доля вторичных цветных металлов в общем балансе производства металлов составляет всего 20-30%, а в Европе — 35-50% (А1, Сu, РЬ, Zn). Низкие показатели по Российской Федерации объясняются в первую очередь проблемами, связанными с вовлечением в оборот вторичных металлов, образующихся в быту. Основные препятствия — НДФЛ на сдачу гражданами вторсырья и отсутствие инфраструктуры
- Несовершенство таможенного законодательства, действующего в отношении экспортеров лома. В т.ч. возбуждение судебного производства и наложение штрафов в отношении ломозаготовителей без состава правонарушения в связи с расширительным толкованием Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с территории РФ.
- Размытое правовое понятие отхода и отсутствие закрепленного понятия вторичный ресурс
- Сложности в привлечении финансовых ресурсов, как из средств государственного финансирования, так и сторонних инвесторов. Процентная ставка по кредиту в России в отрасли рециклинга находится на уровне 10-20%, в то время, как в мире не превышает 1-3%
- Высокие транспортные издержки, связанные с ростом жд-тарифов, перебоями грузовыми вагонами. А также неразвитой дорожной сетью и неурегулированием проблем с перегрузами специализированых ломовозных автотранспортных средств.
- Низкий уровень речных грузоперевозок
- Низкий уровень системных аналитических и маркетинговых исследований
- Нестабильное ценообразование. Сезонный, международный, конъюнктурный факторы.
|
Информация о международном Форуме и выставки по вторсырью “Moscow International Recycling Expo -2018”
26-29 марта 2018 году в Москве состоится крупнейший в Европе ежегодный форум с выставкой по вторсырью “Moscow International Recycling Expo”. Мероприятие является значимым событием для отрасли рециклинга и приобретает все больший вес с учетом государственных экологических задач и диверсификации рынка.
В деловой программе
- 14-й международный форум «Лом черных и цветных металлов»
- 3-й Евразийский Конгресс «Решения для отходов электронного и электротехнического оборудования»
- отраслевые круглые столы и семинары (финансы, технологии, законодательство, маркетинг и др)
- курсы повышения квалификации на базе МИСиС в сфере рециклинга
- сессии по поиску международных партнеров
- церемония награждения, вечерние мероприятия и многое другое.
Проходит при поддержке и участии органов государственной власти.А также представителей отрасли из30 стран мира.
По участию в выставке и форуме: Тырнова Галина, Гришенкова Наталья +7 (495)980-06-08
По партнерству и деловой программе: Угловская Марина +7(916) 027-34-13 Саттаров Ленар +7(977)739-36-56 lom@rusmet.rusro@ruslom.comhttps://mir-expo.com/