В 2002 г. правительству и ЦБ не придется прибегать к чрезвычайным мерам для поддержания макроэкономической стабильности. Как стало известно «Ведомостям», таков лейтмотив доклада, который прочтет на завтрашнем заседании кабинета министров один из заместителей Германа Грефа. В Минэкономразвития считают, что нефтяной рынок не готовит России никаких сюрпризов, и предлагают использовать спокойный год для энергичных структурных реформ.
«Хорошая макроэкономическая политика по определению консервативна, — заявил в интервью «Ведомостям» замминистра экономического развития Аркадий Дворкович. — Поддержание стабильности — это текущая работа, и никаких специальных мер для ее обеспечения не требуется». По словам Дворковича, нужно только исполнять бюджет и не забывать о координации действий между экономическими ведомствами правительства и Центробанком.
Ситуация на мировом рынке энергоносителей не внушает Минэкономразвития особых опасений — у российских властей достаточно инструментов для сглаживания колебаний. «Если [весь год баррель Urals] будет стоить $16,5, то, возможно, придется снижать остатки, которые были на начало года [на счетах Минфина в Центробанке]», — рассуждает Дворкович. Однако, по его словам, многое зависит от того, как будут работать новые налоги — на прибыль и на добычу полезных ископаемых. «Я не исключаю, что и при $16,5 [за баррель Urals] доходы мы получим такие же, какие прогнозировали при $18,5», — говорит замминистра.
Дворкович допускает, что более глубокое снижение цен на нефть может вызвать недостаток денежного предложения. В этом случае ЦБ может снизить процентные ставки по депозитам, чтобы «на рынке было чуть больше ликвидности», констатирует замминистра.
Недорогая нефть имеет и свои плюсы для экономических властей. При низких ценах не будет опасности укрепления рубля, прогнозирует Дворкович. А значит, будет легче жить отраслям, ориентированным на внутренний рынок, и не придется бороться с ростом экспорта.
При более высоких ценах на нефть (около $20 за баррель) властям придется решать проблему конкурентоспособности предприятий, удовлетворяющих внутренний спрос. «Тем не менее централизованного протекционизма ни в коем случае не будет, — уверяет Дворкович. — Если у конкретной отрасли возникнут проблемы, она всегда может прибегнуть к стандартной процедуре, написав запрос о повышении импортных пошлин в комиссию по защитным мерам во внешней торговле».
В конце 2001 — начале 2002 г. экономический рост в России замедлился, а в промышленности последние четыре месяца фиксируется небольшой спад. Однако искусственно подстегивать рост в Минэкономразвития не считают нужным. «В ближайшие месяцы, видимо, начнется новая фаза подъема, однако высоких темпов роста в 2002 — 2003 гг. ожидать не стоит», — говорит Дворкович. Он объясняет это тем, что в стране еще не накоплен критический объем инвестиций, которые могли бы поддерживать более высокие темпы роста.
Минэкономразвития поступает правильно, воздерживаясь от макроэкономических новаций, считают независимые эксперты. «В краткосрочном плане с помощью денежной или налоговой политики мало что можно сделать, чтобы стимулировать рост, — говорит главный экономист инвестиционной компании «Тройка Диалог » Олег Вьюгин. — Сейчас надо думать о 2003 г. , а не о 2002 г. , который в определенном смысле потерян. Все будет идти по инерции». А директор аналитического департамента банка МФК Валерий Петров полагает, что отсутствие революционных макроэкономических идей — это реверанс в сторону иностранных инвесторов. «В нынешней непростой ситуации привлечение внешних инвестиций — приоритет для правительства, — рассуждает аналитик. — Чтобы эти деньги пришли, России необходимо изживать имидж страны, где постоянно идут реформы и меняются правила игры».
Вместо резких изменений макроэкономического регулирования Минэкономразвития предлагает сосредоточить силы на структурных реформах, которые заложат основы устойчивого роста в последующие годы. «По сравнению с серединой 90-х ситуация все еще благоприятна для структурных реформ», — говорит Дворкович. Приоритетными в этом году должны стать социальные реформы — прежде всего пенсионного и социального обеспечения. В более сложной ситуации на них может просто не хватить денег. Другой приоритет — это реформа естественных монополий и тех секторов, в которых по-прежнему доминирует государство, — оборонки, жилкомхоза и банковского сектора. Вьюгин подчеркивает, что без банковской реформы, в результате которой в России появится эффективная система финансового посредничества, набор инструментов макроэкономической политики у властей будет по-прежнему крайне ограниченным.