Skip to content

«Путник» для российской металлургии. (Часть 2)

5 мин.

Опубликованно: 18 декабря 2006

Импорт и экспорт, Промышленные новости, Руда

 

Повышенное
внимание в Плане российское правительство уделило технологическому
уровню отрасли. Согласно данным Минпромэнерго, только 50%
метоборудования соответствует современным зарубежным образцам (для
сравнения в Украине эта цифра составляет 20-30%). Естественно, что в РФ
метпредприятия вынуждены его импортировать. Соответственно,
правительство заявляет о готовности и в дальнейшем снижать ставки
ввозных таможенных пошлин. В отличие от Москвы, Киев продолжает
сохранять 40% отчислений от амортизации устаревшего оборудования, что,
по мнению участников отрасли, является серьезным препятствием на пути
обновления основных фондов украинской металлургии, причем подвижек к
улучшению ситуации не предвидится.

 

Конкурентоспособность
металлургии обеих стран во многом предопределяется стоимостью продукции
и услуг естественных монополий (э/э, газ, ж/д тарифы). В связи с этим
правительство предлагает заключать долгосрочные контракты между
монополистами и крупными потребителями по уровню цен, в том числе и при
реализации инвестпроектов. Как говорится в Плане, «прозрачность
тарифообразования и предсказуемость изменения тарифов создадут
нормальные условия предпосылки для перспективного планирования
деятельности предприятий».

 

В
отличие от России (которая, к слову, заморозила подорожание газ до 2009
г. для внутреннего потребления), в Украине проблема взаимодействия
монополий и металлургии постоянно является очагом напряженности. Так,
только со второй половины этого года удалось стабилизировать отношения
«Укрзализныци» и метпредприятий. Процесс выравнивания тарифов на э/э
уже практически завершен, что вылилось в значительные допрасходы
промышленности. А газ уже второй год является «больным местом»,
поскольку его цена не обусловлена экономическими расчетами, а скорее
политическими обстоятельствами, которые не смогли позитивно решить ни
правительство Тимошенко, ни Еханурова, ни Януковича.

 

Особое
внимание в России также уделяется геологоразведке минерально-сырьевой
базы. Ее состояние оценивают, как критическое. Чиновники констатируют,
что в РФ есть месторождения практически любого вида минерального сырья,
однако их разработки не являются инвестиционно привлекательными. «Это
ведет к неуклонному снижению рудно-сырьевого потенциала металлургии, —
говорит Реус. – Действующая система платежей за право пользоваться
недрами не стимулирует развитие геологических работ».

 

В
Минпромэнерго считают, что в долгосрочной перспективе данная проблема
может быть решена путем создания специальных налоговых условий для
предприятий, инвестирующих в освоение новых месторождений. По мнению
чиновников, необходимо устранять инфраструктурные ограничения развития
металлургии в новых промышленных регионах (Приполярный Урал,
Забайкалье, Кемерово).

 

Сейчас
Правительственной комиссией по инвестпроектам РФ, имеющим
общегосударственное значение, одобрены два крупных проекта в
меткомплексе. Первый – «Комплексное развитие Нижнего Приангарья»,
который предусматривает строительство ряда предприятий, в том числе и
алюминиевого завода, причем осуществление этих задумок напрямую зависит
от достройки Богучанской ГЭС в реионе.

 

Целью
второго проекта «Создание транспортной инфраструктуры для освоения
минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области» является
упрощение строительства обогатительных комбинатов, которые осваивали бы
полиметаллические руды, с подводкой железнодорожных путей сообщения в
рамках государственно-частного сотрудничества. Характерно, что
строительство ГОКов осуществляется на средства ГМК «Норильский никель».

 

Эти
инициативы россиян резко контрастируют с ситуацией в украинской
геологоразведке. Правительство выдало лицензии на разработку
месторождений, но инвестиции как не было. Так и нет. Ярким примером
можно считать возведение ГОКа «Запорожсталью» и ММК им. Ильича на месте
Куксунгурского месторождения в Приазовье. Разрешение на освоение недр
было получено несколько лет назад, а тендер по отбору строителя будет
проводиться только во второй половине 2007 г. Аналогичная ситуация с
разработкой Федоровского месторождения титановых руд в Житомирской
области, которым якобы занимается «Ренова» Виктора Вексельберга.

 

Интересным
представляется сравнение позиций российских и украинских чиновников в
вопросах защиты внутреннего рынка металлопродукции от недобросовестной
конкуренции и лоббирования металлургов на внешних рынках. Согласно
тексту Плана, правительство намерено усилить «защиту от демпингового и
субсидированного импорта». В то же время, на внешних рынках «российские
предприятия-экспортеры сталкиваются с прямым противодействием на рынках
высокотехнологической металлопродукции». «Нас фактически загоняют в
нишу стран сырьевой специализации», — жалуется Реус.

 

На
фоне таких слов россиян, действия наших чиновников, в особенности
Минэкономики, можно рассчитывать, как дополнительные препятствия на
пути сбыта нашей металлопродукции на внешних рынках. В частности,
неоднократно заявлялось, что металлурги сами виноваты в том, что против
них открывают антидемпинговые расследования, хотя эти расследования не
всегда носят объективный характер (например, экспорт труб в ЕС). Что
касается защиты внутреннего рынка, то введение ограничений на ввоз
сырьевой продукции не имеет смысла, а высокотехнологическая не
пользуется высоким спросом. Тем не менее, прогнозируется рост
внутреннего потребления, особенно со стороны машиностроения, поэтому
необходимо держать «руку на пульсе событий», не допуская в Украину
больших объемов импортной качественной продукции, при этом стимулируя
собственное производство этих товаров.

 

Возвращаясь
к проблеме отстаивания интересов металлургов зарубежом, нашему
правительству стоит взять на вооружение передовой мировой опыт. Так,
можно активно, на постоянной основе, проводить работу по пересмотру
действующих пошлин со стороны стран-импортеров. В этом процессе ведущую
роль должны играть торговые представительства и посольства (практика
Чехии и Южной Корее), а также межправкомиссии. Данное положение
зафиксировано в Плане на 2007-08 гг.

 

Например,
сейчас Минпромэнерго организует работу в рамках диалога Россия-ЕС по
промполитике и предпринимательству и диалога АТЭС по цветмету. Кроме
того, в рамках сотрудничества РФ и ОЭСР в работе Комитета по стали
предполагается решить вопрос о предоставлении России статуса
полноправного члена.

 

Отметим,
что российские эксперты охарактеризовали План, как весьма слабый
документ. Однако, применяя его положения в украинских реалиях,
государство бы дало отрасли новый импульс развитию и повышению
конкурентоспособности металлургии. В 2004 г. отечественное
правительство приняло Госпрограмму развития и реформирования ГМК до
2011 г., но на данный момент ее наполнение устарело и не отвечает
ситуации в отрасли. Остается надеяться, что к концу первого полугодия
2007 г., когда правительство утвердит ее откорректированный вариант, он
окажется не слабее своего российского аналога.

 

Впрочем,
в стратегии развития металлургии России есть ряд слабых мест. Прежде
всего, стоит отметить, что конкурентоспособность метпромышленности РФ
продолжает базироваться на дешевых энергоносителях. Но с 2009 г.
правительству придется поднимать тарифы на услуги естественных
энергетических монополий, в виду постоянно ухудшающегося их положения
(прежде всего, проблемы возникнут в сфере добычи и производства
ресурсов). Дополнительным негативным фактором станет вступление России
в ВТО, в связи с чем правительству, да и самим металлургам, станет
труднее получать скрытые госсубсидии.

 

Не
стоит забывать и о политическом аспекте. Сейчас российская власть
активно вмешивается в экономику. Фактически, бизнес играет по правилам
государства. Но после выборов нового президента в 2009 г. наверняка
произойдет падение эффективности власти. А это, в свою очередь,
негативно скажется на крупном бизнесе. Таким образом, правительство РФ
в своей программе закладывает мину замедленного действия, которая через
пару лет может привести к негативным последствиям для экономики в целом
и для металлургов в частности.

«Путник» для российской металлургии. (Часть 1)

4 мин.

Опубликованно: 15 декабря 2006

Импорт и экспорт, Промышленные новости, Руда

Для
Украины и России металлургия является одной из ключевых отраслей
специализации в современной международном разделении труда. На
сегодняшний день РФ занимает четверное место в мире по производству
стали, Украина – восьмое. Россия вторая по экспорту металлопродукции,
мы – третьи. При этом, для Киева металлургия играет более весомую роль
в экономике страны в отличие от нашего северо-восточного соседа, у
которого базисом экономики является ТЭК (см. табл.).

 

Роль металлургии в экономике России и Украины

Параметр

Россия

Украина

Доля в ВВП, %

5

22,5

Доля в промпроизводстве, %

18

27

Доля в валютных поступлениях, %

10

40

Доля в налоговых платежах, %

9

10

Место в структуре экспорта страны

2 (после ТЭК)

1

 

Учитывая
сильную зависимость от состояния ТЭКа, Россия, по заявлению премьера
Фрадкова, намерена диверсифицировать развитие своей экономики, дабы не
допустить углубление «голландской болезни». В связи с этим в недрах
правительства РФ и стали разрабатываться программы по развитию
металлургии как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. В
ноябре был презентован План мероприятий по развитию металлургической
промышленности России на 2007-08 гг.
UGMK.INFO проанализировал видение и предложения россиян, которые являются весьма актуальными и для Украины.

 

В
России и Украине металлургия практически полностью перешла под контроль
крупного бизнеса. Но если в РФ уже завершился процесс логической
внутренней консолидации с построением вертикально и горизонтально
интегрированных компаний, то в Украине на лицо просматривается
избыточность активов у одних финансово-промышленных групп, и нехватка
их у других. Безусловно, в отечественной металлургии назрела проблема
оптимизации структуры производства. Правда следует отметить, что
консенсус между металлургическими олигархами в России был достигнут не
столько в связи с прозрачностью и цивилизованностью бизнеса, сколько
из-за страха перед государственной силовой машиной (пример ЮКОСа).

 

Тем
не менее, можно констатировать, что дисбаланс в отрасли мешает
украинским меткомпаниям создавать транснациональные холдинги. А это, в
свою очередь, позволило бы им повысить свою конкурентоспособность:
усилить контроль над издержками, привлекать серьезные финансовые
ресурсы, укрепить свои позиции на внешних рынках, что делает компании
менее чувствительными к колебаниям рыночной конъюнктуры.

 

Стабильное
состояние металлургической отрасли российские чиновники считают своей
заслугой. По мнению экспертов Минпромэнерго, усилия правительства по
защите внутреннего рынка РФ, отмене импортных пошлин на основные виды
высокотехнологического оборудования, оказанию политической поддержке
проектам российских компаний по приобретению активов за рубежом,
уменьшению ограничений в отношении российской металлопродукции на
внешних рынках привело к тому, что металлургия РФ твердо стоит на
ногах. «Сегодня это позволяет перейти от оперативного и тактического
реагирования на проблемы отрасли к разработке Стратегии развития
метпромышленности до 2015 г.», — говорит замминистра промышленности и
энергетики РФ Андрей Реус. Правда, госслужащие скромно «забывают»
упомянуть, что конкурентоспособность российской металлопродукции во
многом базируется на дешевых субсидируемых энергоресурсах.

 

Итак,
что же предлагает правительство России в краткосрочной перспективе
(зафиксировано в Плане на 2007-08 гг.)? Прежде всего, для стабильного
развития металлургии Кабмин намеревается снижать зависимость отрасли от
внешних рынков, прежде всего, за счет внутреннего спроса на
металлопродукцию. Согласно прогнозам чиновников, в РФ констатируется
увеличение «домашнего» потребления металла со стороны практически всех
отраслей: авиастроения; судостроения; с/х, транспортного и
энергетического машиностроения.

 

В
то же время, на Украине же прирост использования продукции металлургов
ожидается в машиностроении, самой металлургии, ТЭК, транспорте и
строительстве. Характерно, что такие отрасли, производящие конечный
продукт с добавленной стоимостью, как авиастроение и
автомобилестроение, не рассматриваются нашими чиновниками в качестве
потенциальных отраслей-потребителей металлопродукции.

 

Еще
одной отличительной чертой подхода россиян можно назвать попытку
увязать инвестиционные программы естественных монополий Российской
Федерации с возможностями металлургов. «Задача по обеспечению
соответствия между структурой внутреннего спроса и возможностями
металлургической промышленности требуют комплексного решения на основе
межотраслевой координации, на базе уже принятых и разрабатываемых
среднесрочных и долгосрочных стратегий отраслевого развития», — говорит
Реус. Особо стоит подчеркнуть, что государству в этом процессе
отводится роль системного координатора.

 

Также
правительство РФ рассматривает свою миссию в снятии структурных
ограничений долговременного экономического роста. В связи с этим
интересно отметить ряд направлений, которые ставит перед собой
государство по развитию металлургии. Прежде всего, это содействие
инвестиционным процессам, проходящим в отрасли, создавая дополнительные
возможности для ее участников. В 2005 г. инвестиции в металлургию
выросли в 1,5 раза по сравнению с 2004 г. и составили $31 млрд., а
прогноз на этот год — $39 млрд. (26% роста). Для сравнения за несколько
последних лет в украинскую металлургию было инвестировано всего $2
млрд. А по оценкам экспертов, чтобы существенно снизить зависимость
металлургов от энергоносителей, на такое техперевооружение украинских
метпредприятий необходимо затратить еще порядка $10 млрд., что является
«неподъемной» суммой для украинского бизнеса.

 

Характерной
чертой стратегии российского правительства можно считать их стремление
брать на себя решение задач, которые бизнес сам по себе решить не может
(например, инфраструктурных) и которые дают значительный
мультипликативный эффект. В частности, сейчас в Минпромэнерго совместно
с металлургическими и машиностроительными предприятиями реализуется
программа по освоению новых и улучшению качества металлопродукции для
автопрома и сельхозмашиностроения. Аналогичная работа ведется в рамках
реализации судостроительной и авиационной стратегий, стратегий развития
транспортного машиностроения.

 

Особое
место занимает вопрос обеспечения строительства газовых и нефтяных
магистралей российскими трубами большого диаметра. Ключевые направления
и параметры развития трубопроводной инфраструктуры зафиксированы в
Энергетической стратегии России до 2020 г. Такие российские примеры
подтверждают необходимость более тесной координации стратегий развития
отраслей на основе многостороннего действия бизнеса и государства.

Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...