/Rusmet.ru, Запускалов Николай, Ковшевный Виктор/ На форуме собрались более 300 делегатов из 20 стран. В течение 2-х дней прозвучит 100 докладов и экспертных мнений в формате круглых столов. Задача форума — показать, как государство должно поддержать металлургов. Как сами металлурги должны поддержать ломозаготовителей, и при этом смогут снизить свои затраты на десятки миллиардов рублей в год.
Текущая ситуация на рынке лома — отрасли срочно требуется помощь
Дожить до лета. Главное сегодня – это выжить. Такие задачи ставят себе многие представители ломозаготовительной отрасли. Почему такое происходит? Ломовики разделились на две группы. На тех, кто работает “почти в ноль”, и на тех, кто понес большие убытки. Первые думают бросить работу в ближайшее время. Не бросают только потому что жалко потраченных усилий и денег. Вторые занимаются от безвыходности, перекрываясь все новыми кредитами и в глубине души надеясь, что “вот в следующем месяце все изменится”. Со стороны может показаться, что ломовой бизнес нужен исключительно самим ломовикам.
Государственный институт управления провел во втором полугодии 2013 года интересное исследование. Сценарное моделирование ломозаготовительной отрасли в России до 2025 года. Большая работа была проведена по заказу Национальной саморегулируемой организации переработчиков лома и отходов черных и цветных металлов, утилизации транспортных средств. Главный результат работы: если оставить все как есть сегодня и относиться к рынку лома как к чему-то несущественному, то отрасль ждут стагнация и постепенное затухание, падение всех показателей. Все это приведет в ближайшее время к неминуемуму дефициту стального лома до 15 млн.т в год. Отрасли срочно требуется помощь. И это не дополнительное регулирование: любые ограничения и запреты негативно влияют на рынок, на потенциал ломосбора. Главная помощь – это изменение отношения металлургов к отрасли. От того, как чувствует себя сегодня ломовик, зависит как будет чувствовать себя комбинат завтра. Это понимание, что в отрасли работают живые люди, для которых свобода воли имеет огромное значение.
Миссия металлургии
Ключевой вопрос форума «Лом черных и цветных металлов» — зачем России нужна металлургия? От ответа на этот вопрос зависит все остальное: какая у нас будет промышленность и будет ли она вообще, что будет с ломозаготовителями и какие требуются меры по поддержке как металлургии, так и ломозаготовительной отрасли.
Концепция России как сырьевого придатка для остального мира предусматривает максимальное поощрение государством экспорта металлургического сырья и полуфабрикатов. Последние годы половину от металлургического экспорта составляло сырье. Первые места в мире по поставкам черных и цветных металлов в виде слябов, заготовок и слитков Россия получает заслуженно. Поэтому любые ограничения экспорта лома являются ни чем иным, как распределением дохода от одних участников рынка к другим. Хочется принять простое решение — запретить вообще экспорт. И вот тогда мы нанесем удар как по экономике, так и по экологии. Не говоря о том, что при металлофонде черных металлов в 1,5 млрд.т естественные потери от природных воздействий составляют до 25 млн.т. в год. То есть лом можно и не собирать вообще, но убывание металлофонда все равно будет. Для справки, пик экспорта лома пришелся на 2004-2005 г.г., составив 10 млн.т. В 2013 году российский экспорт не превысил и 3 млн.т. Наши конкуренты не спали. США за тот же период экспорт лома увеличили с 10 млн.т до 20 млн т, заняв место, которое освободила Россия. Какой вывод? Отказаться от валютной выручки можно просто, только наши конкуренты не хотят следовать этому пути.
Металлургия — это плоть промышленности. Из 118 элементов Периодической таблицы Менделеева 96 составляют металлы. Без своего металла нет своей промышленности. Это строительство, машиностроение, бытовая техника и электроника, трубы и автомобили, поезда и самолеты. Люди могут прожить без нефти, а без металла – нет.
Ставка на эффективность
В настоящее время металлургическая промышленность находится в критическом положении. Дело даже не в том, что внутренний рынок потребления металла просел. Как раз наоборот. Дело в том, что на внешних рынках ситуация оказалась очень плохой из-за того, что вместо нашего металла иностранные потребители выбирают Китай. Просел экспорт. Все просто. Китайское Правительство делает ставку на своих металлургов, давая им как большие внутренние заказы на инфраструктуру, так и максимально помогая при экспансии на внешних рынках. Мы-то приготовились что битва будет внутри России, за российского потребителя. А первый настоящий бой мы проиграли за рубежом. На этом фоне забавно говорить о преимуществах ВТО. Если раньше у нас были квоты для поставок в ЕС, то теперь, после вступления в ВТО, впору помечтать о тех временах, когда металл поставлялся в таких количествах, прописанных квотами. Где эти потребители теперь? В объятиях Поднебесной. Справедливости ради надо сказать, что бой за российского потребителя все же будет. Только по правилам ВТО у нас будут связаны руки.
В условиях слабого спроса и переизбытка мощностей на мировом рынке для выживания действенна только одна ставка — ставка на эффективность. Металлурги на рынке лома могут сэкономить от 17 до 37 млрд.руб. за счет ликвидации излишних административных барьеров и уравнивания цен закупа лома для «своих» и независимых поставщиков.
Ежегодно у металлургов растут затраты на электроэнергию, воду, газоснабжение, теплоснабжение, горюче-смазочные материалы, железнодорожные тарифы и т.д. C 2001 по настоящее время затраты выросли в 5-7 раз. Продажи готовой продукции нестабильны, либо, в определённые промежутки времени, вообще отсутствуют.
Источник: НП “Русская Сталь”
Цены на газ металлурги регулировать не могут. А по многим другим статьям расходов это возможно. Но и здесь есть проблемы. Острые вопросы для рынка лома: цены «на земле», излишнее регулирование и контроль рынка со стороны государства, перевозка лома ж/д и автотранспортом, нелегальные пункты приема лома, запрет экспорта лома из Казахстана.
Затраты ж/д перевозки стали такими высокими, что доля автотранспорта быстро выросла с 30% до почти 50%. 30 января 2014 года зам. Председателя Правительства РФ Дворкович А.В. дал поручения министерствам и ведомствам, чтобы понять какие меры нужны для выравнивания тарифов при перевозке лома.
НП СРО «РУСЛОМ.КОМ» начал работу по анализу правил и законов, действующих в сфере обращения лома черных и цветных металлов. Главная цель: ликвидация излишних административных барьеров, снижение издержек отрасли и увеличение конкурентоспособности. Первые ненужные барьеры на рынке черного лома найдены: обязательное использование контрольно-кассовых машин приводит к потерям в отрасли на 1 миллиард 380 миллионов рублей. Обязательные санитарно-эпидемиологические экспертизы (справки о радиационной безопасности) при отправке металлолома ЖД транспортом приводят к еще дополнительным расходам в размере 705 млн. рублей в год. Последние траты относятся к потерям, потому что уже есть двойной контроль — со стороны предприятий при приемке лома и со стороны ломозаготовителей.
В связи с тяжелой ситуацией на рынке ряд собственников ломозаготовительных компаний России решили обратиться напрямую к собственникам заводов: «Как у собственников, у нас с Вами общие цели: бизнес должен быть прибыльным. Поэтому мы обращаем внимание на важный вопрос эффективности совместной работы в области снабжения металлургических производств стальным ломом, на который в себестоимости металлопроката приходится до 30%.» Сегодня вопросы и нарекания у них вызывает экономическая политика металлургических комбинатов по отношению к дочерним ломозаготовительным компаниям, у которых закупочные цены на лом и отходы чёрных металлов гораздо выше, чем в целом по рынку. Разница в цене может составлять 300-500 рублей и доходить до 1000 рублей за тонну! Это создаёт нездоровую конкуренцию другим игрокам, что, в свою очередь, будоражит и лихорадит рынок. При этом сами металлургические комбинаты теряют эти 300-1000 рублей на каждой тонне. По подсчетам Rusmet.ru здесь общие потери отрасли составляют от 15 до 35 млрд.руб. В этой связи, собственники независимых компаний предлагают металлургическим комбинатам устанавливать одинаковую рыночную цену на лом чёрных металлов как своим, так и независимым поставщикам, и в результате получать сырье с гораздо меньшей себестоимостью.
Стратегия для российской металлургии до 2030 года
Очевидно, что государству нужна новая стратегия. Минпромторг РФ приступил к разработке такой стратегии. согласно поручению Председателя Правительства РФ Медведева Д.М. во время посещения Челябинска в июле 2013.
Источник: McKinsey Global Institute 2009
Российская металлургия зависит как от ситуации на внутреннем рынке металлопотребления, состояния экспортных рынков, на которых потребляется 30-80% произведенной продукции, а также от развития металлургии в странах-конкурентах. Стратегия — это документ действия, который должен учитывать лучшие мировые практики металлургического бизнеса. Важно знать, что во всех промышленно-развитых странах существуют меры государственного регулирования и поддержки металлургической промышленности через поддержку металлопотребляющих производств.
Возможности для увеличения ломосбора в России
Саморегулирование в отрасли в условиях ФЗ «Об отходах производства и потребления», который введет для всех товаров в России утилизационные сборы, открывает новые перспективы для стимулирования спроса на металлопродукцию. Требуется разработать и дать старт программам утилизации в транспортном машиностроении России. Помимо стимулирования спроса в автомобилестроении, судостроении и вагоностроении программы утилизации обеспечат дополнительно до 10 млн.т лома черных металлов и до 0,7 млн.т лома цветных металлов. Программы утилизации полностью соответствуют стратегиями развития перечисленных отраслей до 2020-2030 г.г, разработанных Минпромторгом РФ.
Таблица. Парк транспортных средств 2020
Вид транспортных средств |
кол-во ТС в России в 2020 / 2011 |
кол-во ВЭТС в год на уровне 6% от парка |
средний вес черных металлов на 1 единицу ВЭТС, т |
Общий вес лома черных металлов, т |
ЛА (легковые) |
52 млн. / 36 млн |
3120000 |
0,7 |
2184000 |
ГА (грузовые) |
7 млн. / 5,5 млн. |
420000 |
4 |
1680000 |
Автобусы |
1,5 млн./ 902 тыс. |
90000 |
8 |
72000 |
Троллейбусы |
15 тыс. / 12 тыс. |
720 |
10 |
7200 |
Жд-вагоны грузовые |
1,8 млн./ 1,5 млн. |
108000 |
25 |
2700000 |
Жд-вагоны пассажирские |
70 тыс. / 60 тыс. |
4200 |
50 |
210000 |
Трамвай |
5000 / 4000 |
300 |
19 |
5700 |
Вагоны метро |
10000 / 9000 |
600 |
20 |
12000 |
Речные суда |
26 тыс. / 26 тыс. |
1560 |
1000 |
1560000 |
Морские суда |
20 млн.т/ 16 млн.т водоизмещение |
1200000 водоизмещение, т |
800000 |
800000 |
Трактора в сельском хозяйстве 3–10 т |
500 тыс./ 300 тыс. |
18000 |
5 |
90000 |
Комбайны зерноуборочные и кормоуборочные |
200 тыс./ 150 тыс. |
9000 |
10 |
90000 |
Военная автомобильная техника (грузовики) |
500 тыс./ 400 тыс. |
30000 |
4.5 |
135000 |
Дорожно-строительная техника |
110 тыс./ 100 тыс. |
6600 |
15 |
99000 |
Лифт |
600 тыс./ 500 тыс. |
36000 |
2 |
72000 |
Грузоподъемные краны |
250 тыс./ 230 тыс. |
12000 |
4 |
48000 |
ИТОГО |
10412900 т |
Программы утилизации в транспортном и машиностроении России
В России по состоянию на 2014–й год отрасль утилизации транспортных средств существует, но фрагментарно. Например, только для переработки автомобилей нужно 83 шредера (для сравнения, сегодня в ЕС — 313 шредеров, в России — 13). Инвестиции пойдут на специальное оборудование (60%) и на инфраструктуру (40%). Необходимые инвестиции для построения высокотехнологичной отрасли: утилизация автомобилей — 83-110 млрд.руб., утилизация вагонов 12-15 млрд.руб., утилизация судов 55-70 млрд.руб.
Важный момент: требуется создание системы мотивации владельцев старой техники через утилизационные премии, которые выражаются в предоставлении скидки на покупку новой техники. С учетом ввода утилизационных сборов для всех новых автомобилей российского и зарубежного производства, расходы госбюджета составят до 500 млн.руб./год, если предоставить производителям право не платить утилизационный сбор. Вложения в оборудования и инфраструктуру и систему мотивации будут осуществлены на принципах ГЧП. При поправках в закон об отходах производства и потребления, указанных ниже, общие расходы госбюджета составят не более 10% от всего проекта программы утилизации в транcпортном машиностроении.
Автомобилестроение и судостроение, как и вагоностроение, тесно завязаны на смежные отрасли машиностроения и металлургии. Это тысячи подрядчиков и проектных организаций, это металлурги и переработчки сырья. Это обеспечение занятости 10 млн. экономически активного населения.
Мировой опыт использования утилизационных сборов
Исходя из опыта обращения с отходами в России и за рубежом, в частности, о взимании и дальнейшем распределении утилизационных сборов, признать что промышленно-развитые страны в государственной политике в области экономики делают ставку на промышленность, в которой товары (продукция), утратившие потребительские свойства, перерабатываются и дают жизнь новым товарам — происходит постоянный оборот товаров. Отслужившие товары становятся не мусором, а возвращаются обратно в производство. Одним из главных инструментов проведения такой государственной политики являются утилизационные (экологические) сборы.
Главная задача утилизационных сборов — аккумулирование средств для дальнейшего распределения в виде дотаций или субсидий перерабатывающим производствам, а также стимулирование (создание мотивации) граждан (физических лиц) сдавать использованные товары и упаковку в пункты приема для дальнейшей утилизации.
Автоутилизация сегодня в России
Парк колесных автотранспортных средств в России на 1 января 2014 года превысил 55 млн.единиц. Ежегодно это количество будет увеличиваться от 2 млн. до 4 млн.
В Российской Федерации сложилась непонятная ситуация с утилизационными сборами в автомобильной промышленности: если оставить все как есть сегодня, то не будет создано новых перерабатывающих производств для вышедших из эксплуатации автомобилей, а действующие утилизаторы вышедших из эксплуатации транспортных средств будут вынуждены свернуть свою деятельность, поскольку до сих пор не создано никаких стимулов для граждан — сдавать старые автомобили на утилизацию, а для утилизаторов — их утилизировать. При этом, утилизационный сбор становится дополнительной финансовой нагрузкой, наносящей удар по российским производителям автомобилей и их дилерам. Cогласно Федеральному закону от 21.10.2013 № 278-ФЗ «О внесении изменения в статью 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в России с 1 января 2014 года взымаются утилизационные сборы со всех без исключения производителей и импортеров транспортных средств. Фактически, этим автопроизводителей и импортеров лишили права самостоятельно заниматься утилизацией вышедших из эксплуатации транспортных средств или передавать их переработчикам, что противоречит основному положению Федерального закона об отходах производства и потребления, а именно — статьи 24 в новой редакции: «Производители, импортеры товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, в том числе потребительской упаковки таких товаров, обязаны обеспечить их утилизацию в соответствии с нормативами утилизации отходов товаров. Обязанность по утилизации может быть реализована тремя способами: 1) передача подлежащих утилизации товаров (продукции) переработчикам; 2) самостоятельная утилизация; 3) оплата утилизационного сбора.
Одновременно, принятый Федеральный закон от 21.10.2013 № 278-ФЗ делает невозможным устанавливать и контролировать государством нормативы утилизации в автомобильной промышленности, так как безусловная оплата утилизационных сборов освобождает автопроизводителей и импортеров от любых обязательств, связанных с утилизацией. Отсутствие экономических стимулов для утилизации делает этот вид деятельности убыточным для всех категорий собственников транспортного средства в жизненном цикле производства, эксплуатации и утилизации автомобиля. Для производителей и импортеров заниматься утилизацией невыгодно, поскольку утилизационный сбор ими уплачен и обязанность по утилизации согласно закону выполнена. Для собственников вышедших из эксплуатации транспортных средств сдавать их на утилизацию невыгодно, потому что за новые машины взнос уплачен и, согласно закону, они не обязаны что-либо предпринимать для их реальной утилизации, а старые машины, выпущенные до 1 сентября 2012 года, вообще остались за рамками данного закона. Утилизаторам транспортных средств это невыгодно, потому что нет устойчивого потока автомобилей на утилизацию и нет механизма компенсации затрат по их утилизации, которые, в зависимости от загрузки перерабатывающих мощностей (чем меньше загрузка — тем дороже обходится утилизация одной машины), могут составлять от 6000 до 27000 руб., если брать в расчет утилизацию как металла, так и шин, технологических жидкостей, текстиля, пластика и стекла.
Москва — столица автоутилизации
Главный прорыв в направлении создания высокотехнологичной утилизации автомобилей ожидается в Московском регионе. В Москве на 2013 год зарегистрировано 5 млн. машин. Вместе с Московской областью парк составляет 8 млн.машин. Для Москвы – это критическая ситуация: парковаться трудно уже и во дворах – неоднократно повторялись случаи, когда за место на парковке люди погибали.
C учетом дефицита свободных мест и ростом загруженности дорог необходимо с 2020 года соблюдать принцип: сколько машин прибыло на рынок, ровно столько и утилизировано. К 2020 году количество машин составит 10 млн. Это значит, что при текущих темпах обновления парка в Московском регионе на 6% необходимо построить мощности по переработке от 300 до 600 тыс.машин в год с учетом возможной продажи части машин в регионы. С учетом загрузки в 50 тыс.машин в год на 1 центр, требуется всего для Московского региона 10 центров к 2020 году. Средние расходы на 1 центр 900 млн.-1,4 млрд с учетом инфраструкртуры и оборудования. Это значит, что требуемые инвестиции по Москве составят 13-17 млрд.руб. на ближайшие 5 лет. И еще потребуются вложения на создания системы мотивации обновления парка. Очевидно, с учетом экологических требований последует ограничение срока службы машин. И вероятно введение особых, повышенных утилизационных премий для покупки горожанами электромобилей, что поможет на 40 % снизить выбросы от автомобилей и улучшить экологическую обстановку.
На примере Московского региона будет наглядно показано, что автоутилизация — это еще и система сбора аккумуляторов и использованных шин, которые меняются раз в три года.
Администрирование и контроль программ утилизации
В России в 2012 году создана Национальная саморегулируемая организация переработчиков лома и отходов черных и цветных металлов, утилизации транспортных средств, в которую входят как крупнейшие потребители лома (металлургические комбинаты, такие как Северсталь, НЛМК, ОМК), так и независимые переработчики лома, обладающие 100% мощностей действующих шредеров. С учетом того, что транспортные средства состоят на 70-95% из металла, то контроль за выполнением безопасного процесса утилизации может быть осуществлен данной саморегулируемой организацией на всей территории России.
Лицензирование в ближайшем будущем будет отменено
Специалисты отмечают неэффективность действующей системы лицензирования, которая из системы контроля превратилась в рынок бумаг, которые покупаются и продаются. Отмена лицензирования возможна при двух условиях — ввод нового закона о ломе и готовность самих ломозаготовителей и металлургов к организации контроля на всей территории страны. Это система саморегулирования. Подготовительный период займет 1,5-2 года.