Стальная группа «Мечел» решила последовать примеру своих конкурентов и обзавестись собственным портом. Как стало известно «Ведомостям», группа приобрела у СУЭК контрольный пакет акций дальневосточного порта Посьет. Сменить владельцев готовится и порт Зарубино. Контрольный пакет его акций намерена приобрести транспортная компания «ТрансГрупп».
Порты Зарубино (с августа 2003 г. — Морской порт в бухте Троицы) и Посьет находятся на юге Приморского края. До недавнего времени около 68% акций ОАО «Торговый порт Посьет» контролировала Сибирская угольно-энергетическая компания (СУЭК, входит в группу МДМ). В прошлом году Посьет перевалил 845 000 т грузов, в основном угля. 68% акций «Порта Троицы» (грузооборот — 240 000 т) до сих пор принадлежало трем физлицам во главе с предпринимателем Юрием Гурдиным.
Стальная группа «Мечел» создана весной 2003 г. В нее входят «Мечел», Коршуновский ГОК, «Южуралникель», «Южный Кузбасс», Белорецкий меткомбинат, Вяртсильский метизный завод, «Уральская кузница», Mechel Zeljezara, Cost и S.C. Industria Sarmei S.A, а также трейдерские компании ТД «Мечел» и Mechel Trading. В 2003 г. предприятиями группы было произведено 4,2 млн т стального проката, 14,2 млн т угля, 3,5 млн т железной руды, 13 500 т товарного никеля. Более 70% акций группы принадлежит ряду офшоров, а 23% — председателю совета директоров группы Игорю Зюзину.
Металлургические комбинаты давно стали интересоваться портами. В 2001 — начале 2002 г. близкая к «Северстали» «Северстальтранс» купила 60% акций дальневосточного порта Восточный (с грузооборотом 13 млн т в год) , «Евразхолдинг » — более 60% акций Находкинского порта (более 6 млн т) , Магнитогорский меткомбинат — около 30% акций порта Владивостока (около 6 млн т). Кроме того, «Северстальтрансу» принадлежит порт Туапсе, а структуры Новолипецкого меткомбината собираются купить часть мощностей порта Санкт-Петурбурга. Теперь к ним решил присоединиться и «Мечел».
Как рассказал «Ведомостям» источник, близкий к порту Посьет, 14 мая состоится годовое собрание акционеров. По его словам, на семь мест в совете директоров выдвинуто семь кандидатов и все они представляют стальную группу «Мечел». «Мы знаем, что «Мечел» уже выкупил у СУЭК около 50% акций порта, — рассказывает собеседник «Ведомостей». — А еще 18% выкупить пока невозможно, они являются предметом судебного разбирательства между СУЭК и компанией «Лабрис», близкой к «Кузнецким ферросплавам». В пресс-службах СУЭК и стальной группы «Мечел» не опровергли этой информации, но комментировать сделку отказались. Источник, близкий к сделке, говорит, что для СУЭК порт был непрофильным активом. Компания ориентирована на поставки угля российским энергокомпаниям. А если она захочет всерьез заняться экспортом, то мощностей Посьета в 1,5 — 2 млн т ежегодно ему не хватит, так как совокупная добыча СУЭК составляет около 70 млн т угля.
«Мечел» же, по словам собеседника «Ведомостей», решил обзавестись собственной транспортной инфраструктурой, чтобы иметь возможность экспортировать стальной прокат, энергетические угли, руду с Коршуновского ГОКа и др. «Строить новый порт дорого, — говорит собеседник «Ведомостей». — А в существующих портах процветает монополизм. Их собственники хотят не только переваливать груз, но и покупать его в порту, чтобы самим зарабатывать на трейдинге».
Соседний с Посьетом порт в бухте Троицы (поселок Зарубино) тоже меняет владельца. Один из акционеров порта рассказал «Ведомостям», что интерес к покупке порта проявляет железнодорожный перевозчик «ТрансГрупп», близкий к холдингу «Кузбассразрезуголь». В юридической службе порта «Ведомостям» заявили, что сведения о смене собственника будут раскрыты после 2 апреля, когда пройдет внеочередное собрание акционеров. «Через порт Троицы можно экспортировать уголь и ввозить скоропортящиеся грузы. Раньше порт специализировался на рыбопродукции, и там хороший холодильник. Правда, железнодорожные подъезды к Зарубину находятся в запущенном состоянии», — говорит транспортник, работающий в Приморье. В «ТрансГрупп» интерес к покупке портов не исключают. Но пресс-секретарь компании Марина Шилина утверждает, что «ТрансГрупп» не покупала акции порта Зарубино.
Коммерческий директор «Северстальтранса» Никита Мишин оценивает стоимость порта Посьет менее чем в $10 млн. «А в Зарубине объемы перевалки невелики, — говорит он. — Сейчас это не бизнес, а лишь предпосылка к бизнесу. Поэтому затрудняюсь оценить стоимость этого объекта».