Продав часть активов,
ростовский “Торговый порт” инвестирует $70 млн в покупку и модернизацию
сталелитейного производства в Волгограде. В течение двух лет компания
намерена создать производство мощностью 1 млн т арматуры в год и занять
половину рынка Ростовской области. Эксперты сомневаются в
реалистичности этих планов.
“Торговый порт” завершил сделку по продаже основной части порта
площадью 35 га Азово-Донскому пароходству, сообщил председатель совета директоров порта Арменак Кочканян. Представитель
Азово-Донского пароходства подтвердил факт сделки. Сумму сделки стороны
назвать отказались.
В конце декабря 2006 г. “Торговый порт” стал собственником
сталелитейного производства мощностью 350 000 т квадратной заготовки в
год Волгоградского тракторного завода, продавцом выступила компания
“Росмашком” (входит в “Агромашхолдинг”), говорит Кочканян. По его
словам, компания приобрела имущественный комплекс, который кроме самого
производства включает объекты энерго-, газо-, водоснабжения и занимает
территорию более 10 га. Эту информацию подтвердил сотрудник в
финансовом управлении Волгоградского тракторного завода. Новый актив и
дальнейшая модернизация обойдутся “Торговому порту” в сумму около
$70 млн, отметил Кочканян. Младший аналитик ИК “Финам” Денис Горев
полагает, что сталелитейное производство может стоить порядка
$30-40 млн.
Сталелитейное производство будет перепрофилировано, рассказывает
Кочканян. По его словам, к лету 2007 г. после установки нового
прокатного стана и печи завод будет выпускать 350 000 т квадратной
заготовки и 350 000 т арматуры в год, а в 2008 г. объем производства
арматуры увеличится до 1 млн т в год. В качестве сырья будет
использоваться металлолом, который сейчас компания экспортирует (около
1 млн т в год).
Кочканян рассчитывает, что его компании удастся занять половину
рынка Ростовской области. “Здесь конкуренции практически нет, арматура
поставляется в область из стран СНГ и других регионов России, а наши
транспортные расходы снизятся минимум на 50%”, — говорит Кочканян. На
первом этапе продукция будет реализовываться через торговые компании,
далее “Торговый порт” намерен предлагать ее непосредственно строителям.
Выпускать арматуру планирует и строящийся Ростовский
электрометаллургический завод (входит в ГК “Эстар”) в Шахтах. Летом
2007 г. компания начнет “горячие испытания” и запустит сталеплавильный
цех, а через год — после ввода в эксплуатацию второй очереди — завод
будет выпускать 530 000 т арматуры в год, говорит менеджер предприятия.
На красносулинском металлургическом заводе “СТАКС” к концу 2008 г. тоже
начнется строительство цеха, в котором одновременно будут выпускаться
сталь и арматура, говорит президент ПГ “МАИР” Виктор Макушин.
Сотрудник одной из ростовских металлотрейдинговых компаний,
пожелавший остаться неназванным, утверждает, что сейчас в Ростовской
области строительная арматура не производится: рынок делят иногородние
поставщики и производители из Украины и Молдавии. По словам
гендиректора металлотрейдинговой компании “Югметаллснаб-Холдинг”
Руслана Булько, в среднем объем продаж арматуры растет на 50% в год и
стагнации в ближайшее время не предвидится. Арматура используется в
любом типе строительства, добавляет технический директор компании
“ЛидерПласт” (строительно-ремонтные работы) Леонид Дущенко. По данным
Горева, в 2006 г. цены на арматуру выросли на 35%, компаниям стало
выгодно перерабатывать металлоотходы на своих мощностях, а не
поставлять их за рубеж.
Эксперты сомневаются в реалистичности заявленных компанией планов.
На Волгоградском тракторном заводе возможности установки приличного
прокатного стана и печи ограничены, говорит Макушин, выход на мощность
1 млн т продукции в год в заявленные сроки маловероятен. А начальник
отдела изучения рынка и рекламы волгоградского металлургического завода
“Красный октябрь” (производит 3000-5000 т арматуры в месяц) Людмила
Постникова называет проект “Торгового порта” рискованным из-за угрозы
конкуренции с крупными поставщиками — такими как “Мечел” и
Магнитогорский меткомбинат. По словам Булько, предложения иностранных
компаний конкурентоспособны, а доля транспортных расходов составляет
5-6% от стоимости заказа (в среднем цена 1 т арматуры составляет
17 000 руб.). Однако проект создания производства в Ростовской области
будет иметь успех при грамотно спланированной маркетинговой стратегии и
ценовой политике, полагает он.
“Торговый
порт” создан в 2002 г., занимается перегрузкой зерновых и зернобобовых
культур, металлолома и металлопроката, угля, лесо- и пиломатериалов,
удобрений. Комплекс порта состоит из причалов для перевалки грузов
мощностью более 4000 т в сутки (3 млн т в год) с возможностью
размещения семи кораблей водоизмещением 5000 т и имеет 15 км
железнодорожных путей. Оборот компании не раскрывается. По данным
“Торгового порта”, ежегодно из Ростовской области экспортируется
4,5 млн т металлолома.