/Rusmet.ru, Ольга Фомина/ Отказавшись
от устаревшего мартеновского производства стали в пользу электросталеплавильного,
метзавод «Донецксталь» столкнулся с вопросом обеспечения своего будущего производства
ломом достойного качества. Дабы минимизировать зависимость от внешних поставок
лома, на предприятии решили воплотить в жизнь проект строительства шредерной
установки по переработке старых автомобилей и бытовой техники. Ожидается, что
уже в следующем году новое оборудование заработает на полную мощность.
На сегодняшний день
работы по строительству новой дуговой сталеплавильной печи ДСП-150 на
«Донецкстали» выполнены почти на 90%, запуск ее уже не за горами. В качестве
основного сырья здесь будет использоваться металлолом и жидкий чугун в
пропорции 60/40%. При этом, лом необходим достаточно высокого качества,
обеспечить которое способны далеко не все ломоперерабатывающие предприятия. Для
решения вопроса поставок качественного сырья метзавод устанавливает
ломоперерабатывающее оборудование прямо у себя на производстве.
В настоящее время на
месте копрового цеха предприятия создаются мощности по утилизации и сортировке
металлолома. На «Донецкстали» строят установку, которая будет утилизировать
изношенные автомобили – перерабатывать их, разделять металл, пластмассу, масла.
Предприятие
остановило свой выбор на шредерной установке, т.к. она является наиболее
современным и высокопроизводительным оборудованием для переработки легковесного
металлолома, позволяя убрать 5-7% примесей, отбивая всю ржавчину и грязь. В
результате на выходе получается измельченный стальной лом практически с нулевым
засором. Добавление такого продукта в шихту при плавке улучшает плотность
заполнения печи металлоломом, электрическую дугу в печи и общие показатели
плавки.
Предположительно в
шихту можно добавлять 10-20% такого лома, что позволит, как минимум на 5%
уменьшить энергоемкость процесса плавки, сократить время плавки и улучшить
другие показатели сталеплавильного процесса. Кроме того, использование шредерного
лома снижает засоренность шихты и почти полностью исключает попадание вредных
примесей, в т.ч. цветных металлов.
Сегодня в развитых
странах переработка лома с помощью шредеров широко распространена, однако в
Украине из-за высокой стоимости оборудования и необходимости концентрации
бытового и автолома она почти не применяется. В настоящее время в Украине есть
лишь одна подобная установка мощностью почти 1,4 млн. т в год, которая
находится в распоряжении ПАО «Укрвторчермет». Введенная в эксплуатацию в начале
2004 года, в настоящее время она остановлена. Новая установка на «Донецкстали» станет
первой в Украине и второй в СНГ установкой, работающей в технологическом цикле
металлургического предприятия.
Поставщиком нового
оборудования является итальянская фирма Danieli. По данным пресс-центра завода,
новая шредерная установка позволит перерабатывать негабаритный легковесный лом
и производить высококачественное сырье для новой дуговой сталеплавильной печи в
объеме до 670 тыс.т в год. Сметная стоимость проекта составляет более 200 млн.
грн.
В настоящее время
основное технологическое оборудование шредерной установки уже поставлено,
ведется его монтаж. Пуск запланирован на первое полугодие 2014 года.
Примечательно, что шредер
на «Донецкстали» станет одной из первых в стране установок, которая позволит
реализовать постановление правительства Украины по вводу введения утилизационного
сбора. Действительно, ранее решение вопроса о загрузке нового шредера
автомобильным ломом, которого для эффективной работы оборудования необходимо,
как минимум, 3-5 тыс. т ежемесячно, представлялось достаточно проблематичным,
поскольку такой лом в Украине систематически не собирается. Однако принятие
Верховной Радой Украины и подписание Президентом Украины законов Украины «Об
утилизации транспортных средств» и «О внесении изменений в Налоговый кодекс
Украины относительно уплаты экологического налога за утилизацию снятых с
эксплуатации транспортных средств», вступившие в силу с 1 сентября, расставило
все точки над «і».
Наличие правовых
основ позволит сформировать современную систему утилизации транспортных
средств, отработавших свой ресурс. По разным оценкам экспертов, размер
автомобильного парка в Украине превышает 8 млн. транспортных средств. Также
стоит учесть импорт подержанных автомобилей, которых только за прошлый год было
ввезено более 130 тыс. Плюс к этому увеличиваются объемы автотранспортных
средств, которые выводятся из эксплуатации и которые также необходимо будет
утилизировать.
Так что, даже по
самым осторожным оценкам, «Донецксталь» все же сможет загрузить свою новую
установку автомобильным ломом. Главное теперь – запустить ее в намеченное
время.