Потребление авиакеросина на внутреннем рынке РФ в первом квартале сократилось на 4%, до 1,9 млн тонн, сообщил вчера гендиректор «Газпромнефть-Аэро» Владимир Егоров со ссылкой на данные Росавиации. Основной причиной снижения стало падение пассажиропотока. «С 2009 по 2014 год пассажиропоток и потребление топлива в российских аэропортах прирастали достаточно серьезно — в среднем на 10% в год»,— напомнил он. Но, по словам топ-менеджера, в силу «ряда макроэкономических факторов» ситуация резко изменилась: закрылся ряд зарубежных туристических направлений, в том числе Египет, а из российских регионов сократили рейсы или ушли иностранные авиакомпании, что стало «основным минусом» для авиазаправочной отрасли.
Иностранные перевозчики особенно активно покидали российский рынок в прошлом году: летом германская Lufthansa сократила число рейсов в РФ и ушла из Внуково, число полетов снизил крупнейший скандинавский перевозчик SAS. С января этого года прекратила полеты в Россию Air Berlin, с 21 марта из РФ ушел британский лоукостер EasyJet. По данным Росавиации, с января по апрель международные авиаперевозки в Московском авиаузле сократились на 14,8%, до 8,7 млн человек (иностранные компании снизили перевозки на 7,5%, до 2,5 млн человек).
Из-за снижения пассажиропотока авиакомпании пытаются сокращать затраты на топливо, говорит господин Егоров. После введения недискриминационного доступа к услугам естественных монополий (топливозаправочных комплексов, ТЗК) в аэропортах перевозчики стали активнее пользоваться правом заключения договора с любым ТЗК на хранение топлива, поясняет он. На этом фоне сократились розничные продажи топлива, но выросли мелкооптовые. На падении спроса сказался и уход с рынка «Трансаэро», которая в течение семи лет являлась стратегическим партнером «Газпромнефть-Аэро» (за десять месяцев 2015 года перевезла 11,2 млн человек), говорит господин Егоров. Но «Трансаэро» осталась должна поставщику за топливо более 6 млрд руб. (всего 11 млрд руб. с учетом долга перед «Роснефтью»). Эта история сделала заправщиков осторожнее: судя по словам главы «Газпромнефть-Аэро», хотя у авиакомпаний сохраняется «определенная степень свободы» в сотрудничестве с ТЗК, игроки «следят за финансовым состоянием контрагентов, используя механизм банковских гарантий, факторинг и прочее».
Но подробнее о своих объемах потребления топлива и механизмах гарантий ни глава компании, ни сами перевозчики не говорят. В S7 «Ъ» заявили, что не сокращали закупки топлива, в том числе в России. Авиакомпания закупает топливо по прямым контрактам с ключевыми топливными компаниями, следит за ценами на бирже — но только в качестве индикатора цены. В рублях цены на топливо относительно стабильны, сообщили в компании. Глава ГК «Аэрофьюэлз» (один из крупнейших операторов аэропортовых ТЗК) Владимир Спиридонов отмечает, что крупные перевозчики осуществляют основные заправки в РФ: «Сейчас стоимость керосина при заправке «в крыло» в России ниже европейской на 3-7%». Общего снижения потребления топлива компания не наблюдает, продолжает он. По словам главы «Газпромнефть-Аэро», пока общее производство керосина сохраняется: в январе—марте оно выросло на 0,5%, до чуть более 2 млн тонн. Но излишки топлива поставляются на экспорт: этот показатель вырос в первом квартале на 4%, до 183 тыс. тонн, 37 тыс. тонн пришлось на отгрузки «Газпром нефти» в Монголию, Казахстан и Киргизию.
«Пассажиропоток по итогам года снизится на 1-3%, потребление керосина будет стабильным, с небольшим снижением порядка 2%»,— считает господин Спиридонов. По прогнозам «Газпромнефть-Аэро», окончательная тенденция на рынке авиазаправок станет понятна по итогам летнего сезона. Гендиректор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов замечает, что ситуация не столь обнадеживающая: аналогичное падение за первый квартал показало и потребление бензина, потребление керосина авиацией главным образом будет зависеть от динамики доходов населения и курса рубля.
Елизавета Кузнецова, Анастасия Веденеева