В Амурской области на Куранахском железорудном месторождении, чьи запасы оцениваются в 48,7 млн тонн, запущен
— Вы, я полагаю, знаете, что запуск Олекминского ГОКа на Куранахском месторождении назван Министерством промышленности и торговли одним из самых ожидаемых событий года. Говорят, что ваш комплекс может открыть эру, как ее называют, новой индустриализации Дальнего Востока. Вас не беспокоит, что от вас слишком многого ждут?
— Нет. О том, что Дальнему Востоку нужна новая индустриализация на основе имеющейся ресурсной базы, я сам говорил год назад на Дальневосточном международном экономическом форуме в Хабаровске. Конечно, мы далеко не единственный агент развития региона, но наш проект создания металлургического комплекса продвигается весьма успешно. Сейчас мы консолидируем усилия на его реализации. У наших партнерских компаний большой опыт создания эффективных производств именно на Дальнем Востоке. И оснований опасаться, что мы не оправдаем надежд, нет.
В Приамурье — Амурской и Еврейской автономной областях — наше влияние на жизнь регионов ощутимо. В Амурской области в последние десять лет — точно. Там добывает золото наша партнерская компания ОАО «Покровский рудник». В этом году компания запустила уже второй
— На что вы хотите потратить такие большие средства?
— Мы владеем правами на разработку пяти железорудных месторождений в Амурской и Еврейской автономной областях: Куранахского, Большой Сейим, Гаринского, Кимканского и Сутарского.
Олекминский ГОК на базе Куранахского месторождения уже начинает работать и будет выдавать 2,6 миллиона тонн железного концентрата в год.
Для Гаринского
Технология уникальная, в России подобных предприятий пока нет. В мире только один завод — в США — так работает.
— Достаточной ли ресурсной базой располагает «Ариком», чтобы загрузить три металлургических завода?
— Прогнозных запасов нам хватит лет
— Куда собираетесь направлять продукцию с ваших предприятий?
— Мы будем выпускать несколько продуктов. От их особенностей и от самого географического расположения комплекса будет зависеть выбор рынков. Для того чтобы получить 2,5 миллиона тонн прямовосстановленного железа на пяти японских установках, требуется около 3,5 миллиона тонн концентрата. У нас его будет примерно десять миллионов тонн в год.
Пока остаток концентрата мы собираемся продавать ближайшим потребителям. Дело в том, что железный концентрат далеко не увезешь в силу его особых физических свойств. Кроме того, это не дорогой продукт — железнодорожные тарифы исключают, по крайней мере в сегодняшних ценовых условиях, его перевозки на большие расстояния. Поблизости российских потребителей нет

Фото предоставлено компанией «Ариком»
Поэтому мы намерены построить новый мостовой переход через Амур в Китай в районе поселка Ленинское в Еврейской АО. Это одно из немногих мест
Но прежде всего наггетс мы будем поставлять единственному потенциальному потребителю нашего продукта в России — металлургическому заводу «Амурсталь»
— Насколько я понимаю, от прямовосстановленного железа один шаг до стали — достаточно лишь наггетс бросить в электропечь.
— Совершенно верно. Полный цикл производства, создание предприятия по выпуску стали на Дальнем Востоке — это наша стратегическая цель, осуществление которой зависит от того, как быстро сложатся необходимые условия. Рынок сбыта стали в России не так велик. Более половины производимой в стране продукции идет на экспорт. Вопрос ближайшего времени — появится ли спрос на строительную, корабельную
Создание рынка стали на Дальнем Востоке — задача государственного масштаба. Так что новое индустриальное освоение региона зависит от правительства. Позитивные изменения на Дальнем Востоке России — налицо. Особые надежды мы возлагаем на подготовку форума АТЭС во Владивостоке, на строительство космодрома в Амурской области. Реализация этих больших проектов потребует много стали.
Мы планируем приступить к реализации «стального проекта» в ближайшие два года. Пока же хватает забот со строительством ГОКов.
— Ваши планы предполагают перемещение обогащенной руды на металлургический комбинат, поставки потребителям
— Ее осуществление, безусловно, снизило бы наши капитальные затраты. В этой программе заложены дороги, которые нам нужны. Например, железная дорога от Шимановска до Гари и далее на Февральск — она свяжет Транссиб с БАМом. Мы готовы участвовать в строительстве, чтобы дорогу построили чуть раньше, чем предполагается программой РЖД.
Соответствующую заявку мы направили правительству в декабре 2007 года. Поскольку процесс рассмотрения заявки затягивается, а нам скоро потребуется вывозить продукцию с Гаринского ГОКа, мы разработали запасной вариант — строительство конвейерного тракта длиной примерно 150 километров. Аналогичные конвейеры работают в ряде стран мира, но они короче и климатические условия там благоприятнее. К тому же наш конвейер в одном месте будет переброшен через полноводную реку Зея. Проект конвейера создан российским институтом «Гипроруда». Не исключено, что будущей весной начнем выполнять этот проект. В конце концов, насыпь может пригодиться и для дороги, и для конвейера.
— Конвейер — это временное, пусть и не дешевое решение. Идти на подобные траты вас заставляет неготовность железнодорожников внести корректировки в свою программу?
— Не совсем так. Конвейер действительно дорогое удовольствие. Он стоит около 4,5 миллиарда рублей. Но пользоваться им можно будет все время, пока работает ГОК. Хотя будет немного обидно, если через несколько лет после пуска конвейера РЖД построят рядом дорогу. Транспортировать нашу продукцию мы все равно будем по собственному конвейеру. Так сегодняшнее промедление со строительством дороги не только введет нас в расход, но и осложнит ее окупаемость в дальнейшем.
Но даже строительство конвейера не означает, что надобность в железной дороге в этом регионе отпадает. Это соединение Транссиба с БАМом должно пройти мимо ряда богатых месторождений. Если
Но наши инфраструктурные проекты — это не только железные и автомобильные дороги. Мы активно занимаемся и развитием портов на Дальнем Востоке. В начале лета порт Советская Гавань выиграл конкурс на право создания особой экономической зоны портового типа. Совгаваньцы приняли участие в конкурсе, имея в виду нашу компанию как потенциального резидента этой зоны. Нашу продукцию нужно экспортировать, и мы построим в Совгавани железорудный терминал, через который будем отгружать металлизированный окатыш. Есть планы по созданию там и попутного бизнеса — контейнерного терминала.
— Металлургия — энергозатратное дело. А в регионе велик износ основных фондов, то есть значительна вероятность отключений…
— С наличием энергоресурсов проблем пока нет. Даже если рассматривать Амурскую область как автономную энергосистему, то она избыточна по установленной и вводимой мощностям: Зейская, Бурейская, в перспективе Нижнебурейская ГЭС. Местная энергокомпания готова экспортировать электричество в Китай. Так что создание энергоемких производств тут вполне возможно.
Но вот цена высокая. Здесь энергия в два раза дороже, чем в Западной Сибири. Так что с тарифами действительно беда,
Впрочем, мы не исключаем возможности создания автономной генерации
— Ваши планы очень масштабны. Привлекать деньги в довольно рисковое предприятие в дальневосточной глуши, очевидно, трудно?
— Не просто, но мы справляемся, как мне кажется, довольно успешно. У наших проектов два основных источника финансирования — биржа, то есть средства акционеров, и кредиты. Наш профиль — строительство