Накануне Нового года «Объединенные машиностроительные заводы» и «Силовые машины» отметились на рынке слияний и поглощений, анонсировав крупнейшую в истории отечественного машиностроения сделку. Ее результатом должно стать появление уже осенью будущего года отечественного энергомашиностроительного гиганта с годовой выручкой более $1 млрд.
Согласно условиям объявленной 18 декабря сделки де-юре ОМЗ поглотит «Силовые машины», владельцы которых получат 50% акций объединенной компании. Однако де-факто новая компания достанется крупнейшему акционеру «Силовых машин» — «Интерросу». Холдинг Владимира Потанина получит 35% акций «ОМЗ — Силовых машин», а основателю и гендиректору ОМЗ Кахе Бендукидзе при существующем раскладе достанется всего около 13%. Помимо этого Бендукидзе придется оставить свой нынешний пост гендиректора ОМЗ. Гендиректором объединенной компании станет гендиректор «Силовых машин» Евгений Яковлев, а Бендукидзе возглавит совет директоров.
Впрочем, логика этого неожиданного объединения вполне укладывается в рамки предыдущего развития этих компаний. ОМЗ на протяжении нескольких последних лет сумела консолидировать активы сразу в нескольких сегментах машиностроения: судостроении, атомном и металлургическом машиностроении, производстве нефтегазового и горного оборудования.
«Силовые машины» изначально сосредоточились на энергомашиностроении. В уходящем году компания активно занималась корпоративным строительством. Все заводы концерна переводились на единую акцию. В дальнейших планах компании был выход на фондовую биржу, в преддверии которого «Силовые машины» даже успели разместить 17% своих акций среди зарубежных портфельных инвесторов.
Для ОМЗ это пройденный этап. Акции компании уже давно торгуются на российских фондовых биржах и западных внебиржевых рынках. А в уходящем году компания сумела пополнить список отечественных компаний, имеющих листинг на Лондонской бирже. Может быть, именно поэтому сделка совершается в форме поглощения «Объединенными машзаводами» «Силовых машин». Ведь в этом случае сохранится присутствие бумаг объединенной компании на LSE.
Впрочем, конечным результатом деятельности ОМЗ и «Силовых машин» стало бы сосуществование двух средних по мировым меркам энергомашиностроительных холдингов. Амбиции основателя ОМЗ Кахи Бендукидзе предполагали куда больший масштаб. В этом году стало очевидно, что компания делает ставку на атомное машиностроение. В течение года ОМЗ получила контроль над отечественными монополистами по строительству атомных станций за рубежом — «Атомэнергоэкспортом» и «Атомстройэкспортом». Эти приобретения были сделаны под эгидой создания на базе ОМЗ компании, способной осуществлять полный цикл работ по возведению АЭС, аналогами которой являются западные General Electric и Framatom. Впрочем, препятствием реализации этих планов было недостающее звено: активы, которых нет у ОМЗ, имеются у «Интерроса». За них Кахе Бендукидзе придется заплатить немалую цену, довольствуясь в объединенной компании ролью миноритария.
Гадая о причинах, побудивших владельцев ОМЗ и «Силовых машин» объединиться, можно вспомнить одну важную деталь, которая сопровождала объявление о сделке. Почти одновременно с решением об объединении российская компания «Атомстройэкспорт» проиграла тендер на строительство АЭС в Финляндии. Россияне уступили франко-германскому консорциуму Framatome-Siemens, который предложил новый проект АЭС, технические характеристики которого опережают отечественные разработки. Нашим компаниям оставалось только сетовать на то, что их ресурсы пока не позволяют создать нечто подобное. К тому же в преддверии реформы отечественной электроэнергетики и решающих боев за новые азиатские контракты отечественным машиностроителям консолидация усилий не помешает.