Skip to content

Обзор железнодорожного рынка РФ в апреле-мае 2016 г.

Погрузка: рост продолжился

В апреле 2016 г. погрузка составила 101,4 млн т (+1,6% к апрелю 2015 г.).

Выросли перевозки угля (+4,3%), строительных грузов (+24,3%), минеральных удобрений (+2,4%), черных металлов (+3,4%), лесных грузов (+7,9%) и зерна (+33,3%). Снизились перевозки нефти и нефтепродуктов (-10,7%), руды железной и марганцевой (-4,1%), лома черных металлов (-6,7%). Стоит отметить прекращение падения перевозок цемента, которое наблюдалось последние 2 года.

Грузооборот в апреле 2016 г. составил 189,6 млрд т-км. Рост на 2,2% обусловлен рекордно высоким уровнем перевозок грузов на экспорт (угля, удобрений, черных металлов, зерна).

Уголь: погрузка активно растет за счет экспорта

В апреле погрузка угля на сети РЖД выросла на 4,3% к уровню прошлого года и составила 26,5 млн т, вновь установив рекорд перевозок месяца за последние 15 лет. Всего с начала 2016 г. по железной дороге было отправлено 109,8 млн т угля, что на 3,8% выше уровня 2015 г.

Добыча угля в апреле была выше уровня прошлого года на 7,4%, по данным Минэнерго.

Внутренние перевозки сократились на 5%, а экспортные выросли на 13%. Грузопоток увеличился в Китай (в 1,8 раза), Южную Корею (в 2,3 раза), на Украину (в 1,4 раза) и в ЕС (в среднем +8%). Кроме того, по-прежнему растут поставки в Индию.

Существенный рост поставок угля в Китай обусловлен вводом Министерством торговли страны 5 апреля запрета на импорт угля из КНДР. Такое решение открывает возможности для дополнительных поставок российского угля в Китай. Почти все угольные поставки из Северной Кореи в Китай — это высокосортный антрацит, используемый в основном на электростанциях, при этом их доля в китайском импорте антрацита — почти 90%. И серьезным конкурентом РФ для компенсации этих объемов может выступить только Австралия. Но Россия имеет лучшее географическое положение: транспортировка угля в северо-восточный Китай, куда раньше экспортировала свой уголь Северная Корея, из России дешевле и удобнее.

В среднесрочной перспективе экспорт российского угля может дополнительно вырасти как компенсация Китаем антрацита из КНДР, поставки из которой под запретом.

Нефть и нефтепродукты: падение предсказуемо продолжилось

В апреле погрузка нефти и нефтепродуктов на сети РЖД сократилась на 10,7% относительно уровня апреля прошлого года и составила 18,4 млн т. Всего с начала 2016 г. по железной дороге было отправлено 79,7 млн т нефтяных грузов, что на 7,9% ниже уровня 2015 г.

По данным Минэнерго, добыча нефти выросла на 1,6% к уровню прошлого года.

Внутренние перевозки нефти и нефтепродуктов сократились на 9%, а экспортные —на 15%. Основное падение по-прежнему приходится на транзит через Нидерланды: поставки ниже уровня прошлого года на треть. Кроме того, экспортные грузопотоки снизились в Южную Корею (в 2 раза), Беларусь (-25%), а также в Турцию (поставки в страну практически прекратились).

Перевозки нефти и нефтепродуктов по железной дороге и дальше сохранятся на текущем низком уровне из-за неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков, а также ввода в эксплуатацию новых трубопроводных мощностей.

Строительные грузы и цемент: рост за счет проектов с господдержкой

В апреле погрузка строительных грузов на сети РЖД выросла на 24,3% к уровню прошлого года и составила 12,8 млн т. В то же время погрузка цемента осталась на уровне прошлого года и составила 2,3 млн т. Всего сначала года по железной дороге было отправлено 41,6 млн т строительных грузов (+21,5% к 2015 г.) и 7 млн т цемента (-7,9%).

Перевозки строительных материалов выросли в Новгородскую (в 2,5 раза), Тюменскую (+30%) и Московскую области (+15%), а также в Краснодарский край (+35%).

Рост перевозок в Новгородскую область обусловлен активным строительством трассы М-11 «Москва – Санкт-Петербург» длиной в 669 км.

Увеличение отгрузки строительных грузов в Тюменскую область вызвано развитием Тобольска. Во-первых, в городе строится «ЗапСибНефтехим», нефтехимический комбинат группы «Сибур». В связи с высокой нагрузкой на городскую сеть дорог для реализации проекта в городе строятся и реконструируются объездные дороги для доставки грузов на стройплощадку. Во-вторых, существенно выросли отгрузки щебня, поставляемого из Свердловской области через Тобольский речной порт, который стал победителем конкурса «Лидер отрасли» в номинации «Лучший речной порт в Российской Федерации за 2015 год».

Таким образом драйверами роста перевозок строительных материалов по-прежнему остаются проекты с государственной поддержкой. Восстановление отрасли до докризисного уровня может произойти не ранее 2017-2018 гг., но активный рост перевозок к уровню 2015 г. наблюдается уже сейчас.

Зерно и продукты перемола: высокий уровень экспорта сохранится и в следующем сезоне

В апреле погрузка зерна и продуктов перемола на сети РЖД выросла на 33,3% к уровню прошлого года и составила 1,6 млн т. Всего с начала 2016 г. по железной дороге было отправлено 6,6 млн т зерна, что на 13,1% выше уровня 2015 г.

В апреле 2016 г. внутренние перевозки выросли на 16%, а экспортные — на 60%. Основное увеличение экспорта по-прежнему приходится на Египет (в 7 раз по сравнению с апрелем 2015 г.). Следует отметить рост внутренних перевозок в Ростовскую (в 3,5 раза) и Калининградскую (в 2,6 раза) области.

Глава Минсельхоза РФ Александр Ткачев считает, что Россия сможет удержать звание ведущего мирового поставщика пшеницы в новом сельскохозяйственном году, экспортируя 25 млн т пшеницы. По его словам, Россия прорабатывает вопрос поставок сои и пшеницы в Японию.

По оценке Минсельхоза США, урожай зерна в России в сезоне 2016-2017 гг. составит более чем 100 млн т. Согласно отчету ведомства, сбор пшеницы в РФ увеличится до 63 млн т с 61,04 млн т (2015-2016 гг.).

Таким образом, прогнозируется сохранение текущего высокого уровня перевозок зерновых грузов.

Химические и минеральные удобрения: перевозки сохраняются на рекордно высоком уровне

В апреле погрузка удобрений на сети РЖД выросла на 2,4% к уровню прошлого года и составила 4,3 млн т, достигнув рекорда месяца за последние 10 лет. Всего с начала 2016 г. по железной дороге было отправлено 18 млн т удобрений, что на 5,3% выше уровня 2015 г.

Внутренние перевозки сократились на 4%, в то время как экспорт вырос на 10%. Поставки удобрений из России нарастили США (в 3 раза), Бразилия (в 1,5 раза), Украина (+35%) и ОАЭ (поставки не осуществлялись в прошлом году).

По данным Минсельхоза, российские аграрии за период с начала года до 10 мая увеличили закупки минеральных удобрений на 13% по сравнению с показателем на аналогичную дату 2015 года — до 1,5 млн т.

При сохранении текущих благоприятных условий на экспортных рынках перевозки минеральных удобрений смогут остаться на текущем высоком уровне. (Обзор подготовлен НПК ОВК).

 

 

 

Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...