/Марина Ермоленко, РЖД-Партнер/ В августе 2015-го погрузка на сети ОАО «РЖД» составила 105,2 млн т, что на 0,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом внутренние перевозки сократились на 1,1%, а экспортные, напротив, выросли на 1%. Основные факторы, оказывающие влияние на динамику сетевой погрузки, сохранялись. Иначе говоря, неблагоприятные экономические тенденции усиливались как внутри страны (сокращение объемов производства, эмбарго на импорт ряда товаров и пр.), так и вне ее (снижение мировых цен на энергетическое сырье, стабилизация экономического роста в Китае и пр.).
Факторы влияния
Следует отметить, что экономическая ситуация в РФ к августу по сравнению с началом года не улучшилась: в частности, по итогам II квартала наблюдалось усиление спада ВВП до -4,6% в годовом исчислении с -2,2% в I квартале 2015 года. Эксперты ожидают дальнейшего снижения ВВП страны к концу 2015-го из-за действующих санкций, уменьшения экономической активности и высокой волатильности финансовых рынков.
На глобальном уровне также отмечаются неблагоприятные тренды. В частности, спала деловая активность одного из основных торговых партнеров РФ – Китая. Кроме того, в августе 2015 года в КНР произошла самая масштабная за последние 20 лет девальвация юаня. По оценкам экспертов, обесценивание национальной валюты Китая будет способствовать сокращению спроса в стране на целый ряд сырьевых товаров, в том числе нефть, каменный уголь, черные металлы и т. д., что является фактором, способствующим снижению цен на них.
Каменный уголь: снижение объемов поставок продолжается
По итогам августа 2015 года погрузка угля на сети РЖД составила 26,4 млн т, что практически равно уровню прошлогоднего августа (-0,1%). На угольных рынках продолжали снижаться цены: на внутреннем – из-за превышения товарного предложения над спросом, на внешнем – по причине возросшей конкуренции со стороны поставщиков относительно дешевого энергетического угля из Индонезии, Австралии, ЮАР, США и Колумбии (с начала года цены на южноафриканский и австралийский уголь упали на 15–20%). При этом, по данным Минэнерго, добыча угля в РФ в январе – августе 2015-го выросла на 4,4% в годовом исчислении (в августе к июлю 2015 г. рост составил 2,4%), экспорт угля снизился на 3,3% (-2,6%).
Один из основных покупателей российского угля – Китай. Напомним, что еще в 2014 году экспортные железнодорожные перевозки российского угля в КНР сократились на 16% (к 2013 г.), до 12,5 млн т. Для сравнения: объем экспортных железнодорожных перевозок российского угля в Китай в 2013 году составил 14,9 млн т, увеличившись к 2012-му в 2,5 раза.
Переориентация российских поставок угля в другие страны АТР, например Японию, сопряжена с высокой конкуренцией на рынке, в частности, со стороны австралийских поставщиков. Кроме этого, Япония планирует наращивать объемы собственной угледобычи.
На мировой угольный рынок оказывает влияние и быстрый рост добычи сланцевого газа в США (с начала 2010-х), что привело к существенному снижению внутренних цен на природный газ и, как следствие, переориентации потребителей с угольной продукции на более дешевый газ на внутреннем рынке. В результате увеличились объемы поставок угля, добываемого в США, на экспортные рынки.
Таким образом, на фоне сформировавшегося профицита практически на всех направлениях поставок угольной продукции, а также ограничений китайской стороны на импорт одному из крупнейших партнеров в Азиатском регионе, российским угольным компаниям крайне сложно нарастить экспорт.
Вместе с тем в сложившейся ситуации фактором, стимулирующим рост российских экспортных поставок угля, является девальвация рубля, что способствует росту доходов от экспорта в рублевом эквиваленте, даже с учетом некоторого восстановления курса в 2015 году.
Стройгрузы: эффект низкой базы в действии
Погрузка строительных грузов на сети РЖД в августе не демонстрировала резкого снижения: сказался эффект низкой базы. За август 2015-го на сети РЖД было погружено 13,4 млн т стройгрузов, что всего лишь на 1,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
По мнению экспертов, основными сдерживающими факторами производства строительных материалов являются нестабильность и неопределенность перспектив развития строительного комплекса, базирующегося на градостроительной политике и территориальном развитии регионов и федеральных округов, а также недостаточная инвестиционная активность в отрасли. Например, согласно отраслевым данным, потребление цемента в России в январе – июле 2015-го сократилось на 11,1% в годовом исчислении, объем импорта цемента в указанный период снизился на 41%. Кстати, за август на сети РЖД было отгружено 3,1 млн т цемента, что на 8,8% меньше, чем годом ранее. Эксперты объясняют ситуацию недостатком средств у покупателей цемента для предоплаты поставок.
Согласно майскому прогнозу Минэкономразвития России, объемы производства стройматериалов в стране будут снижаться, в том числе из-за ожидаемого уменьшения объемов работ по строительству, а также ограничения финансирования работ в целом. Как сообщают представители МЭР, среднегодовой темп прироста ввода жилья за период 2015–2018 гг. составит +1,1%, среднегодовой темп роста индекса производства неметаллических минеральных продуктов в период 2015–2018 гг. изменится от -2,8% (по базовому варианту) до +3% (по оптимистичному варианту). При этом производство цемента в указанный период может вырасти в диапазоне 3–6%.
С перевозками щебня в августе 2015-го сложилась особая ситуация. О нехватке универсального подвижного состава для его перевозок клиенты начали сообщать еще в конце июля. В августе дефицит полувагонов сохранялся на ряде железных дорог, в том числе Октябрьской, Северо-Кавказской, Свердловской, Южно-Уральской. В этом году к традиционным сезонным осложнениям добавились новые факторы, среди них – списание порядка 70 тыс. вагонов, большая часть из которых – универсальные, и новая модель управления парком АО «ФГК». Начальник логистического департамента ООО «ГК «Евразия» Константин Жуков сообщил, что в августе из заявленных в адрес ФГК 2 тыс. полувагонов его компания отгрузила около 200, остальные заявки так и не согласованы, образовавшийся дефицит подвижного состава удалось скорректировать лишь при помощи других собственников. По словам одного из грузоотправителей, заявки на предоставление полувагонов в августе удовлетворялись примерно на 25%. «Задержки при согласовании заявок составляли до 2 недель, в то время как небольшим операторам на это требовалось 1–2 дня», – поясняет он.
Существенное влияние на перевозки щебня железнодорожным транспортом может оказать ввод сборов с водителей грузовиков массой свыше 12 т начиная с ноября 2015 года. Проекты федерального уровня также смогут стать драйвером роста, но заметных изменений следует ожидать не ранее 2016-го.
Химические и минеральные удобрения: рост продолжается
В августе 2015 года на сети РЖД было отгружено 4,3 млн т химических и минеральных удобрений, что на 8,1% больше, чем за аналогичный период 2014-го.
По мнению старшего аналитика НПК ОВК Лейсаны Коробейниковой, рост погрузки обусловлен как увеличением внутренних перевозок относительно прошлогодних показателей, так и ростом погрузки удобрений на экспорт. «Эта тенденция была выражена и в июле, когда экспорт из России нарастили США (в 1,2 раза), Украина (в 1,4 раза), Перу (в 5 раз) и Латвия (в 10 раз)», – поясняет она.
Несмотря на девальвацию рубля, сельхозпроизводители не намерены просить о возврате к заморозке цен, так как их запасы удобрений рассчитаны под осеннюю посевную. По данным Минсельхоза, эти запасы за год выросли на 82%, до 1,8 млн т.
Аналитики сходятся во мнении, что ситуация на мировом рынке более благоприятна для российских производителей удобрений, чем для их зарубежных коллег. В России производится 22 млн т удобрений в год, на экспорт идет 70% продукции, или 12,8 млн т. Она обеспечивает около 13,5% мирового экспорта удобрений по стоимости и примерно 15% по тоннажу. Для российских минеральных удобрений основными рынками сбыта остаются Бразилия (19,3%), Китай (12,3%), США (10,5%), Украина (5,6%) и Индия (3,3%).
При этом, по оценке специалистов компании «ЕвроХим», к концу года девальвация юаня может негативно повлиять на мировые цены на азотные и фосфорные удобрения. Однако усилия Китайской ассоциации производителей азотных удобрений, направленные на ограничение экспорта продукции по близким к себестоимости ценам, принесли положительный эффект. Ожидаемое влияние девальвации китайского юаня может быть отодвинуто на задний план.
Лесные грузы: в соответствии с закупками
В августе на сети РЖД было отгружено 3,1 млн т лесных грузов, что на 3% больше, чем за соответствующий период прошлого года. Данный сегмент демонстрирует стабильный рост в течение 2015-го, при этом отечественные грузоотправители сообщают, что крайне неустойчивая экономическая ситуация тормозит отрасль в сегменте экспорта. В частности, клиенты российских лесозаготовительных предприятий в Финляндии в августе текущего года приостановили закупки круглого леса в ожидании более благоприятных экономических условий. Рынок щепы, по оценкам грузоотправителей, был более стабильным, и спрос на нем сохранялся. Именно по этой причине часть грузовладельцев испытывали нехватку в предоставлении вагонов-щеповозов под погрузку.
Черные металлы: снижение внутреннего потребления
В августе 2015 года на сети РЖД было отгружено 6,1 млн т черных металлов, что на 2,7% меньше, чем в аналогичный период 2014-го. По мнению представителей НП «Русская сталь», ключевой тенденцией российского рынка черных металлов является снижение внутреннего потребления стального проката: по итогам I полугодия оно составило 11% к аналогичному периоду прошлого года. Основные факторы, которые привели к негативной динамике, хорошо известны: это ослабление инвестиционной активности и платежеспособности населения, дешевеющая нефть и, как следствие, сокращение федерального и главным образом региональных бюджетов.
Что касается внешнего рынка, то в августе 2015 года (на 31 августа 2015 г.) цены на черные металлы продолжали снижаться: в среднем к концу месяца – до -2,8%, индекс цен российского рынка также уменьшился (-1,1%). Отметим, что еще в декабре 2014 – феврале 2015-го значительно ускорился рост цен на российском рынке черных металлов в условиях ослабления рубля к доллару и повышения ключевой ставки ЦБ. Девальвация рубля сделала наиболее прибыльным экспорт металлопродукции: преимущественно низких переделов – стальной заготовки и полуфабрикатов – в ущерб выпуску продукции высоких переделов (сортовой и листовой прокат, метизы и т. п.), что, в свою очередь, привело к сокращению предложения черных металлов на внутреннем рынке. В этих условиях основной тенденцией российского рынка перевозок металлургической продукции, сформировавшейся в IV квартале 2014 года и продолжающейся в настоящий момент, стал опережающий рост экспорта по сравнению с динамикой внутренних поставок черных металлов. Если по итогам 2014 г. относительные темпы роста погрузки при осуществлении внутрироссийских и экспортных железнодорожных перевозок черных металлов были одинаковыми и составляли +2,5% к уровню 2013 г., то в январе – июле 2015 г. погрузка на внутреннем рынке снизилась на 3,4% к аналогичному периоду 2014 г., погрузка на экспорт увеличилась на 10,2% в годовом исчислении.
Заметно усилилось ценовое давление на основных поставщиков тягового подвижного состава, грузовых и пассажирских вагонов для холдинга «РЖД». С II квартала 2014 года относительная динамика внутренних рыночных цен на готовый стальной прокат начала заметно опережать динамику отпускных цен крупнейших российских производителей новых грузовых вагонов. В сложившейся ситуации отечественные вагоностроители испытывают значительные трудности, поскольку черные металлы занимают существенную долю в структуре затрат вагоностроительных предприятий. В этих условиях машиностроительная отрасль, третий по величине потребитель российской металлопродукции, по оценкам ведущих металлургических компаний, в текущем году может снизить объемы производства на 10%.
Лом черных металлов: переход на шоссе продолжается
В августе 2015 года погрузка металлолома на сети РЖД показывала отрицательную динамику: падение достигло -15,5%, отгружено 1,4 млн т. По мнению исполнительного директора аналитической группы «Русмет» Михаила Родионова, несмотря на то, что ОАО «РЖД» сейчас достаточно комфортно для грузоотправителей и грузополучателей осуществляет маршрутные перевозки значительных объемов железной руды, железорудного концентрата и окатышей, металлопрокат и металлолом на расстояния до нескольких сотен километров зачастую выгоднее и удобнее доставлять автотранспортом. Не случайно ряд крупных металлотрейдеров (как независимых, так и «дочек» металлургов) в последние годы обзавелись собственным автопарком и/или транспортно-логистическими компаниями. «Те, кто ездил по магистрали М4 «Дон» в Ростов-на-Дону, несомненно, примечали попадающиеся чуть ли не от границ Московской области грузовики с металлоломом, следующие в Новолипецк или в ростовские порты», – поясняет М. Родионов.
Зерно: меньше собрали – меньше увезли
По данным Минсельхоза России, сбор зерна в РФ к 31 августа 2015 года составил 71,1 млн т, что на 4,2 млн т меньше, чем на аналогичную дату 2014-го. На железной дороге в августе было погружено 1,7 млн т зерновых, что на 5,1% меньше, чем в августе 2014-го. По мнению Л. Коробейниковой, сокращение грузопотоков обусловлено уменьшением объемов экспорта из-за роста экспортной пошлины вследствие девальвации рубля, которая отмечалась уже в июле.
Снижению экспортного грузопотока способствовало вступление в силу новых заградительных пошлин, которые составляли в начале августа около 100 руб. за 1 т пшеницы. По заявлению вице-премьера РФ Аркадия Дворковича, принятый механизм устраивает правительство, и дополнительных ограничений экспорта не предвидится. Объемы экспорта при прогнозируемом Минсельхозом урожае в 100 млн т достаточно умеренные (на уровне 25–27 млн т в 2015/2016 сельскохозяйственном году). При этом в середине августа Министерство сельского хозяйства РФ сообщило, что готово улучшить прогноз по урожаю зерновых.
Нефть и нефтепродукты: рост погрузки сохраняется за счет увеличения экспортных отправок
В августе 2015-го на сети РЖД отгрузили 21,3 млн т нефти и нефтепродуктов, что на 0,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Экспорт российской нефти в страны дальнего зарубежья в январе – августе вырос на 9% в годовом исчислении, до 145,6 млн т (по данным ФГБУ «ЦДУ ТЭК»). В августе 2015-го из России было вывезено 17,8 млн т нефти, что на 9,7% больше, чем за аналогичный период 2014 года.
По оценкам экспертов, добыча нефти (прежде всего труднодоступной) в России может начать сокращаться при уровне мировых цен ниже $50 за баррель (такие цены держатся с начала августа 2015 г.) и при отсутствии достаточного финансирования нефтяных проектов. По последним оценкам МЭР, объем добычи нефти в стране в августе 2015 года увеличится на 1,1% к уровню 2014-го.
По прогнозу МЭР, в текущем году ожидается умеренное снижение объемов поставок нефти на российские НПЗ (от -2,2% до -2,5% в годовом исчислении), что обусловлено снижением потребления топочного мазута в ЖКХ и частичной переориентацией нефтяных компаний в новых налоговых условиях с экспорта темных нефтепродуктов на более привлекательный экспорт сырой нефти (в рамках налогового маневра в период 2015–2017 гг. вывозные таможенные пошлины на нефть снизятся в 1,7 раза), а также экспорт светлых нефтепродуктов. В этих условиях возможно, что объем экспорта нефтепродуктов в 2015 году увеличится к уровню 2014-го на 1,6% по базовому варианту и на 3,4% по оптимистичному варианту.
В среднесрочной перспективе ожидается сохранение текущего высокого объема железнодорожных перевозок нефтепродуктов и перераспределение грузопотока с внутренних направлений на экспортные. Данный прогноз объясняется растущей привлекательностью экспорта нефти по сравнению с внутренним рынком, а также влиянием новых налоговых и макроэкономических условий (себестоимость в рублях, высокий курс доллара). Однако прогнозируется, что перевозки сырой нефти будут сокращаться вслед за ростом доли трубопроводного транспорта.
Железная и марганцевая руда: рост перевозок к уровню прошлого года на фоне падения мирового рынка
В августе 2015-го на сети было погружено 9,1 млн т железной и марганцевой руды, что на 1,7% больше, чем годом ранее.
Эксперты полагают, что в краткосрочной перспективе перевозки руды будут оставаться на высоком уровне вследствие усиления конкуренции на мировом рынке, а также дальнейшей девальвации рубля. Напомним также, что в августе выросли объемы отгрузки цветной руды и серного сырья до 1,8 млн т, что на 12,3% больше, чем за аналогичный период 2014-го.
В целом грузооборот на сети РЖД в августе 2015-го вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1% и составил 193,6 млрд т-км. Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии увеличился на 0,6% и составил 247,3 млрд т-км.