Объединенная вагонная компания (ОВК) Александра Несиса планирует запустить еще одно новое производство — для выпуска специализированных грузовых вагонов (думпкаров, лесовозов, платформ для леса и металлургических грузов и других). В ОВК полагают, что парк спецвагонов устарел, его придется списывать и для замены подвижного состава нужен новый завод. Но эксперты и конкуренты ОВК замечают, что платежеспособный спрос на спецвагоны низок, а в отрасли и так уже образовался профицит вагоностроительных мощностей.
ОВК (74,7% акций у группы ИСТ Александра Несиса) планирует создать новое производство — «Тихвинспецмаш», которое займется выпуском специализированных вагонов и комплектующих к ним. Материалы по проекту компания уже направила в Минэкономики («Ъ» ознакомился с их содержанием). ОВК намерена создать мощности по выпуску думпкаров (вагонов с автоматической системой выгрузки), лесовозных, фитинговых платформ, трубовозов, платформ для стали и штрипса, вагонов-транспортеров (для крупных негабаритных грузов). Минэкономики направило материалы в Совет операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ), следует из письма исполнительного директора совета Алексея Дружинина, предполагается, что необходимость создания «Тихвинспецмаша» будут обсуждать на совещании ОВК, СОЖТ и Минэкономики.
В ОВК полагают, что в ближайшее время возникнет дефицит думпкаров из-за изношенности парка (60% будет списано в течение двух лет) и ухода с рынка украинских производителей. Лесовозы потребуются для компенсации износа и роста перевозок леса (на 8,4% по итогам 2014 года и на 2,5% в первом полугодии). Как и в случае с лесом, экспортный спрос на сталь и штрипс (полуфабрикат) будет подогреваться дешевым рублем, что стимулирует и спрос на платформы, прогнозирует компания. Спрос на транспортеры обеспечат крупные госпроекты, например строительство моста через Керченский пролив и проекты в энергетике, на трубовозы — проекты «Газпрома» и «Транснефти».
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что дефицит вагонов в этих сегментах действительно есть и спрос будет, но он ограничен по платежеспособности. Парк думпкаров сильно изношен, говорит эксперт, но владельцы предпочитают не обновлять состав, а ремонтировать. Он добавил, что эти сегменты, кроме транспортеров, высококонкурентны, есть большой профицит мощностей. Например, думпкары делают «Рузхиммаш», завод металлоконструкций (Энгельс), Калининградский ВСЗ и Уралвагонзавод (УВЗ), лесовозы — Рославльский ВРЗ, входящий в РТК (владеет крупнейшим оператором и покупателем таких платформ «Транслесом»), и еще пять предприятий. Более десяти производителей имеют сертификаты на выпуск фитинговых платформ, а крупнейшим производителем платформ для труб и металлопродукций является Завод металлоконструкций, мощности которого позволяют выпускать до 3 тыс. платформ в год.
Об острой конкуренции предупреждают и производители. Так, отмечают в УВЗ, в корпорации разработаны несколько специализированных вагонов, в том числе платформа для лесоматериалов и крупнотоннажных контейнеров, платформы для металлургических грузов. «Мощности УВЗ позволяют выпускать до 28 тыс. грузовых вагонов различных видов в год, значительный потенциал создан и на других российских заводах,— говорят в компании.— При этом существующие мощности в отрасли загружены далеко не в полной мере, и ОВК в случае выхода в новые сегменты специализированных вагонов придется столкнуться с жесткой конкуренцией».
В ОВК не сообщили, собирается ли компания обращаться за господдержкой для «Тихвинспецмаша» (проект компании по созданию производства специализированных цистерн — «Тихвинхиммаш» стоимостью 5,5 млрд руб.— получает госгарантии на 3 млрд руб.). В Минэкономики «Ъ» сообщили, что подобное обращение не поступало. Шансы получить господдержку у ОВК есть, полагает Михаил Бурмистров, так как у компании «очень эффективно выстроена работа с органами власти». Но даже если проект получит господдержку, он не будет очень дорогим: по оценке эксперта, планируемое производство — малосерийное, а значительная часть линейки (в первую очередь платформы) можно собирать на существующих мощностях Тихвинского вагоностроительного завода ОВК. Стоимость создания такого производства он оценивает «в разы ниже», чем, например, «Тихвинхиммаш».