/НИТУ «МИСиС», кафедра «Металлургия стали и ферросплавов», Чижиков А.Г., доцент, к.т.н., Семин А. Е. проф., д.т.н./ По итогам прошлого года отгрузка лома черных металлов железнодорожным транспортом с территории Российской Федерации оценивается в размере 15,844 млн. т., из которых 14,422 млн. т. было отправлено в адрес отечественных потребителей, а 1,421 млн. т. металлолома поступило в адрес зарубежных покупателей. Динамика отгрузки лома черных металлов приведена на рисунке 1, из которой следует, что отгрузка металлолома за последние два года находится на одном и том же уровне – 14, 4 млн.т., при этом начиная с 2005 г. наблюдается устойчивая тенденция к уменьшению отгрузки.
Рис. 1. Динамика структуры отгрузки металлолома жд транспортом на внутренний рынок
Крупнейшими грузоотправителями по итогам 2013 и 2014 годов стали ООО «Втормет» (578 тыс. г. в год), ООО «Вторчермет НЛМК Центр» (433 и 421 тыс. т. в год соответственно), ОАО «Челябвтормет» (404 и 376 тыс. т.), ООО «Вторчермет НЛМК Урал» (320 и 287 тыс.т.), ООО «Орис Пром» (297 и 275 тыс. т.).
Структура потребителей металлолома в 2014 г. представлена на рисунке 2. Традиционно максимальные покупки производятся металлургическими предприятиями Урала и Сибири – ОАО «ММК» (17,3 %), ЗАО «НСММЗ» (11,1 %), ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК» (9,4 %). Замыкают пятерку сталелитейные предприятия центральной части России – ОАО «Северсталь» (7,3 %) и ОАО «НЛМК» (7,2 %).
Рис. 2. Структура жд отгрузок на внутренний рынок
Увеличение закупки лома по железной дороги произвело ОАО «НЛМК Калуга», увеличив почти в два раза жд отгрузку в свой адрес до уровня 1 млн. т., также усилило свои позиции Магнитка, прибавив за год в отгрузке 353 тыс. т. и нарастив ее почти до 2,5 млн. т. ОАО «ПНТЗ», после снижения в позапрошлом году на 130 тыс. т. в 2014 г. вновь вернулось на уровень в 470 тыс. т.
С географической точки зрения наибольшая отгрузка металлолома на внутренний рынок производилась с территории Москвы и Московской обл. (1,933 млн. т.), Свердловской обл. (1,112 млн. т.), Респ. Татарстан (0,744 млн. т.), ХМАО (0,62 млн. т.), Челябинской обл. (0,583 млн. т.), Самарской обл. и Пермский край (0,525 млн. т.).
Уменьшение отгрузки продемонстрировали такие предприятия как ОАО «Мечел» (минус 197 тыс. т.), ЗАО «НСММЗ» (минус 195 тыс. т.), ОАО «ИЖСТАЛЬ» (минус 193 тыс. т.). а также некоторые другие предприятия, динамику отгрузки которых можно проследить воспользовавшись данными приведенными в таблице 1. Из всех предприятий сократившись отгрузку лома в свой адрес обращает внимает ОАО «Мечел», который на протяжении нескольких лет придерживается тренда на уменьшение отгрузки. Только за последний, 2014 год, она сократилась в два раза до 135 тыс. т.
Таблица 1. Отгрузка металлолома в адрес некоторых российских потребителей
Экспорт. По сравнению с 2013 г. экспорт осуществляемый по сети российских железных дорог увеличился на 5,6 % до 1,421 млн. т., но все равно сохраняет свою тенденцию к уменьшению (см. рис. 3). В экспортном направлении отгрузка производилась из Москвы и Московской обл. направлением в Респ. Беларусь (0,499 млн. т.), из Брянской обл. в том же направлении (0,156 млн. т.), Смоленской обл. (0,108 млн. т.), из Красноярского края направлением Респ. Корею и Китай (0,107 млн. т.) и др.
Рис. 3. Динамика экспорта жд транспортом
В заключение следует отметить, что несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, вызванную очередным витком международного финансового кризиса и наложенными санкциями со стороны ряда государств, серьезных изменений на российском рынке металлолома ожидать не приходится. В первую очередь, благодаря крупным металлоемким инфраструктурным проектам, планирующимся к реализации в краткосрочной перспективе. Например, строительство Керченской переправы, подготовка инфраструктуры для проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году, прокладка новых газо-, нефте- и продуктопроводов и многих других, которые смогут поддержать спрос отечественных металлургов на металлошихту.