Согласно информации РА «Русмет» по итогам 2022 г. отгрузка цветных металлов железнодорожным транспортом с территории РФ, в сравнении с 2021 г., увеличилась на 40,1 тыс.т. или 0,8 проц. до уровня 4 952,3 тыс.т. Географическая структура отгрузки по субъектам федерации приведена на рисунке 1.
Во внутрироссийском направлении отгрузка цветных металлов, в сравнении с предыдущим периодом, уменьшилась на 346,3 тыс.т. или минус 27,5 проц. до 914,1 тыс.т. Как отмечает «Русмет», самая большая отгрузка жд транспортом во внутрироссийском направлении пришлась на подгруппу «Металлы цветные и их сплавы», при этом по итогам прошедшего года, в сравнении с предыдущим периодом, уменьшилась на 315,8 тыс.т. (минус 33,5 проц.) до 627,9 тыс.т. Положительную динамику отгрузки показала только подгруппа «Прокат цветных металлов», отгрузка которой увеличилась на 6,7 тыс.т. или 10,7 проц. до 69,2 тыс.т. Отгрузка по подгруппе «Лом и отходы цветных металлов» в 2022 г., в сравнении с предыдущем периодом, уменьшилась на 14,8 тыс.т. или 12,3 проц. до 105,4 тыс.т.
В экспортном направлении отгрузка увеличилась на 386,4 тыс.т. или 10,6 проц. до 4 038,1 тыс.т. Максимальная отгрузка приходится на подгруппу «Металлы цветные и их сплавы», которая по итогам года составила 3 785,2 тыс.т., увеличившись на 634,3 тыс.т. или 20,1 проц. По остальным подгруппам была получена отрицательная динамика отгрузки в экспортном направлении.
Импорт цветных металлов железнодорожным транспортом увеличился на 132,7 тыс.т. или 48,6 проц. до 405,6 тыс.т. Положительную динамику отгрузки показали практически все подгруппы по номенклатуре «Цветные металлы»: «Изделия из цветных металлов» увеличились до 207,3 тыс.т. (+89,3 тыс.т. или +75,6 проц.), «Металлы цветные и их сплавы» увеличились до 72,8 тыс.т. (+24,4 тыс.т. или +50,4 проц.), «Прокат цветных металлов» до 61,1 тыс.т. (+29,3 тыс.т. или +92,2 проц.), «Изделия кабельные» увеличились до 52,5 тыс.т. (+6,4 тыс.т. или +13,9 проц.). Импорт по подгруппе «Лом и отходы цветных металлов» в 2022 г., в сравнении с предыдущем периодом, уменьшилась на до 9,1 тыс.т. (минус 15,2 тыс.т. или минус 62,5 проц.).
Алюминий. Отгрузка алюмосодержащих грузов во внутрироссийском и экспортном направлениях, по всем подгруппам номенклатуры «Цветные металлы» по итогам 2022 г., в сравнении предыдущим периодом, увеличилась на 253,0 тыс.т. или 7,3 проц. до уровня 3 697,0 тыс.т. Географическая структура отгрузки по субъектам федерации приведена на рисунке 2.
В экспортном направлении максимальная отгрузка алюминиевой продукции производилась в Китай, который по итогам прошлого года нарастил ж/д отгрузку в свой адрес на 793,8 тыс.т. (+218,7 проц) до 1 156,8 тыс.т. Также увеличили отгрузку в свой адрес Нидерланды до 558,3 тыс.т. (+136,5 тыс.т. или +32,1 проц.), Япония до 210,1 тыс.т. (+12,5 тыс.т. или +6,3 проц.).
Импорт алюминиевой продукции по итогам прошедшего года уменьшился с 21,1 тыс.т. до 12,1 тыс.т. (минус 9,0 тыс.и. или минус 42,6 проц.). В том числе импорт из Китая уменьшился на 1,8 тыс.т. (минус 20,3 проц) до 7,1 тыс.т., а из Казахстана уменьшение отгрузки произошло на 7,1 тыс.т (минус 59,5 проц) до 4,8 тыс.т.
Медь. Отгрузка медьсодержащих грузов во внутрироссийском и экспортном направлениях, по всем подгруппам номенклатуры «Цветные металлы» по итогам 2022 г., в сравнении предыдущим периодом, увеличилась на 87,6 тыс. т. или 80,1 проц до уровня 196,9 тыс.т. Географическая структура отгрузки по субъектам федерации приведена на рисунке 3.
Внутрироссийские перевозки. В 2022 г, по сравнении с предыдущем периодом, отгрузка меди ж/д транспортом по сети РЖД во внутрироссийском направлении увеличилась на 5,8 тыс.т. или 10,6 проц. до 60,3 тыс.т. Ключевым игроком на внутреннем российском рынке меди является ООО «Медногорский Медно-Серный Комбинат» располагающееся в Оренбургской обл., на него приходится 99 проц. отгрузки меди по сети ОАО «РЖД» по территории РФ.
Экспортные перевозки. Увеличение экспортных поставок произошло на 81,8 тыс.т. или 149,3 проц. до уровня 136,7 тыс.т. Ключевым экспортером меди из РФ является АО «Кыштымский медеэлектролитный завод» в Челябинской области. По итогом 2022 на него приходилось 89 проц. экспортных поставок меди.
Импорт. За рассматриваемый период также произошло увеличение отгрузки ж/д транспортом в адрес российских потребителей на 4,7 тыс. т. или 153,2 проц. до 7,8 тыс.т., в основном за счет импорта из Казахстана и Китая.
Свинец. Отгрузка свинецсодержащих грузов во внутрироссийском и экспортном направлениях, по всем подгруппам номенклатуры «Цветные металлы» по итогам 2022 г., в сравнении предыдущим периодом, уменьшилась на 23,9 тыс.т. или 59,6 проц. до уровня 16,2 тыс.т. Географическая структура отгрузки по субъектам федерации приведена на рисунке 4.
Внутрироссийские перевозки. В 2022 г. на внутренние железнодорожные перевозки свинецсодержащих грузов, состоявших из преимущественно из свинца и свинцового аккумуляторного глета, пришлось 94 процента перевозок от российских поставщиков. При этом следует отметить, что отгрузка аккумуляторного гнета в 2022 г. в сравнении с предыдущим периодом, увеличилась на 2,7 тыс.т. (+80,5 проц.) до 6,0 тыс.т., а ж/д перевозки свинца, наоборот снизились, на 6,8 тыс.т. (минус 42,5 проц.) до 9,2 тыс.т.
На экспортные отгрузки свинецсодержащей продукции приходится около 6 процентов ж/д перевозок. В 2022 г. отгрузки производились только в Турцию и только двумя грузоотправителями: АО «Электромедь» и ООО «Модуль».
Импорт по итогам прошедшего года составил 0,6 тыс.т., что на 0,1 тыс.т. или 23,9 проц. больше показателей предыдущего периода. Свинец импортировали из Казахстана, а аккумуляторный глет из Китая. (Алексей Чижиков/rusmet.ru)