Компания «Руспромавто», контролирующая Горьковский автозавод (ГАЗ) , начинает новый проект по выпуску легких грузовиков совместно с Iveco — дочерней структурой итальянского концерна FIAT. Этот проект, по сути, ставит крест на будущем широко разрекламированного СП «Нижегород Моторс», на котором планировалось выпускать легковые автомобили Palio, Palio Weekend и Siena Maxi.
Вечером в пятницу завершились двухдневные переговоры руководства «Руспромавто» и ГАЗа с делегацией Iveco. Их итогом стало рамочное соглашение о сотрудничестве до 2007 г.
«Речь идет о масштабном амбициозном проекте по выпуску продукции, ориентированной на рынки стран СНГ, — коммерческих автомобилей грузоподъемностью 1,5 — 3,5 т», — сказал «Ведомостям» пресс-секретарь ГАЗа Василий Сарычев. По его словам, к 1 января 2003 г. будет создано СП под рабочим названием «Новая компания», в которой ГАЗу и Iveco будут принадлежать равные доли — по 50%. Скорее всего производство будет развернуто на площадке самого ГАЗа, а в будущем, возможно, и на площадях автобусных заводов, входящих в холдинг «Руспромавто».
Подробные финансово-экономические параметры проекта пока неизвестны (для их доработки партнеры создали рабочую группу). Пресс-секретарь Iveco Джорджо Бертольди и его коллега из FIAT Гуальберто Раньери не стали комментировать проект, посоветовав обратиться в московский офис компании. Но в московском представительстве пообещали рассказать о новой идее не раньше чем в понедельник.
На ГАЗе заявляют, что «Руспромавто» намерено сохранить доминирующее положение на местном рынке коммерческих автомобилей типа «ГАЗель» и «Соболь» (сейчас доля ГАЗа в этом сегменте превышает 60% в целом по СНГ). «При этом мы не можем сейчас серьезно менять цены», — признает Сарычев. Новая «ГАЗель» в зависимости от комплектации сейчас стоит 150 000 — 200 000 руб. ; по словам представителя завода, продукция «Новой компании» будет представлена в той же ценовой нише. Аналитики автомобильного рынка поясняют, что производство легких грузовиков — ныне единственный прибыльный проект ГАЗа: выпуск «Волг» в лучшем случае дает нулевую рентабельность, а производство среднетоннажных грузовиков глубоко убыточно.
Таким образом, «Руспромавто», по сути, создает конкурента своему же автозаводу — ГАЗу. Правда, Сарычев это отрицает: «Это скорее не конкуренция, а замещение доли на рынке новыми моделями». Судя по всему, ГАЗ предлагает итальянским партнерам финансировать серийное производство новых модификаций той же техники, которую выпускает автозавод.
Сарычев подчеркивает, что новый проект никак не связан с формально уже существующим СП ГАЗа и FIAT — АО «Нижегород Моторс». Ссылаясь на заявление главы «Сибала» Олега Дерипаски, представитель ГАЗа заявил «Ведомостям»: «Этот проект никто не ликвидировал, но нет экономического смысла его развивать — по крайней мере в ближайшие годы».
По сути, это означает, что собственники ГАЗа окончательно разочаровались в идее «русского Детройта». Один из руководителей московского офиса FIAT в неофициальном разговоре с «Ведомостями» ранее сетовал, что сотрудники этого СП получают зарплату за то, что «включают свет в офисе в начале рабочего дня и выключают вечером». В пятницу представитель «Нижегород Моторс» в беседе с «Ведомостями» признал, что за последний год никаких видимых успехов проект не достиг.
Любопытно вспомнить, с какой помпой этот проект был представлен широкой общественности два года назад. АО «Нижегород Моторс» было учреждено в 1998 г. Интерес к нему оживился в марте 2000 г. , когда были подписаны бизнес-план «Нижегород Моторс» и инвестиционное соглашение между FIAT и ГАЗом. В той церемонии на ГАЗе участвовали без пяти минут президент России Владимир Путин, исполнительный директор FIAT Паоло Кантарелла, менеджеры ЕБРР, которому тогда принадлежало 19,8% акций «Нижегород Моторс» (позже банк вышел из проекта). Инвесторы заявили о планах выпуска 75 000 машин Palio, Palio Weekend и Siena Maxi в год, для чего обещали инвестировать в «Нижегород Моторс» около $400 млн. Но отгремели фанфары, и за «Нижегород Моторс» вновь закрепилось обидное прозвище «Фигаз». Год назад у Олега Дерипаски возник новый замысел — выпускать на «Нижегород Моторс» коммерческие автомобили вместе с Iveco, грузовым подразделением FIAT. Теперь же выясняется, что эта идея будет реализована в рамках нового проекта.