В связи с возникающими вопросами по вопросу необходимости и целесообразности рейтингования субъектов в сфере переработки лома и отходов металлов (далее также – компании) попытаемся разобраться в отдельных аспектах указанного процесса.
Для правильного ответа на поставленный вопрос, а именно, для чего Компании рейтинговаться, изначально зададимся вопросом, а что же из себя представляет рейтингование.
Рейтинг – это производная от анлийского «to rate», что в переводе означает «показатель», «уровень». Итак, рейтинг — это отражение уровня, показателя компании в системе заданных параметров. Поскольку мы берем на себя функцию отраслевого рейтингования, то наше рейтингование означает определенный показатель и уровень того или иного хозяйствующего субъекта в сфере переработки лома и отходов.
Чем выше рейтинг, тем большее доверие вызывает компания в сфере обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов. Высокий рейтинг может характеризовать компанию через «благонадежность», «добросовестность», «стабильность», «прозрачность», «эффективность» и прочие приятные эпитеты.
Так, благонадежность и добросовестность проявляется в доверии потенциальных партнеров и контрагентов в сфере заключения договоров и исполнении обязательств. Прозрачность нужна фискальным и финансовым институтам, а также учредителям, чтобы снять риски в сфере расчетов, кредитования, отчетности. Эффективность необходима для оценки предприятия со стороны инвестора, собственник оценивает менеджмент, определяется дальнейшая стратегия работы.
Соответственно, чем ниже рейтинг, тем меньше причин присваивать компании указанные эпитеты. Низкий рейтинг сигнализирует потенциальным партнерам, собственникам и госструктурам о рисках, которые возникают при взаимодействии с компанией и управлении ей.
Рейтинг в таком случае, наряду с отраслевой принадлежностью, становится маркером, который индивидуализирует хозяйствующие субъекты. Одинаковые организационные формы хозяйственных обществ и товариществ, индивидуальные предприниматели в сфере ломозаготовки и переработки получают путем присвоения рейтинга определенное содержание, отражающее их различие в ранге одинаковых организационно-правовых форм. Прогноз изменения рейтинга определяет динамику изменения такого содержания.
Время – деньги. У нас этот тезис понимается весьма огульно, в частности, вульгаризируясь до понимания необходимости «сорвать» большой куш за короткий срок.
Рейтингование обеспечивает сокращение временных, а, следовательно, и финансовых издержек. Так, выходя на рынок, его игрок имеет готовое решение в виде присвоенного его компании, компаниям-конкурентам и партнерам рейтинга надежности. Ему становится легче планировать и прогнозировать свою деятельность, вступая во взаимодействие с иными участниками рынка, имеющими тот или иной рейтинговый статус. Присвоенный рейтинг говорит о том, что рейтинговое агентство уже проверило контрагента по ряду параметров. В этой связи стандарт осмотрительности при заключении взаимовыгодных договоров с контрагентами, имеющими высокий рейтинг, может быть снижен.
И обратная ситуация с компаниями, имеющими невысокий рейтинг. Тут надо быть настороже. В этом случае участнику рынка следует дополнительно проверить контрагента и, в итоге, застраховать свои риски высокими ставками процента, вещным обеспечением, неустойкой, либо отказаться от искомого взаимодействия.
Теперь же представим ситуацию, когда рейтинга нет. В таком случае ориентиры рационального выбора отсутствуют. Участнику рынка приходится надеяться на себя, отбирая бесчисленные варианты для взаимодействия, тратя время и ресурсы. Затем идет этап «комплаенса» контрагента, по итогам которого будет решаться вопрос о допустимости или недопустимости сотрудничества. Отказ означает запуск процедуры по новому кругу и так — до бесконечности.
При комплаенсе в процесс могут вмешаться негативные экстерналии в виде личной заинтересованности менеджмента (сепаратные соглашения), некомпетентности персонала, недостатка или намеренного искажения информации, давления руководства, требующего скорейшего выполнения задачи, банальной усталости и незаинтересованности сотрудника в качественном выполнении своих функций.
Все это делает отмеченный метод «проб и ошибок» очень дорогим и затратным удовольствием с непредсказуемым результатом. В итоге выбор контрагента по таким программам будет в большинстве случаев ситуационен и иррационален. На практике от нерационального выбора многие компании терпят убытки от просрочки и некачественного исполнения обязательств выбранных ими контрагентов. Вложенные в некачественно проверенный бизнес инвестиции не окупаются, и предприятия терпят крах. Сюда же следует присовокупить штрафные санкции со стороны регулирующих инстанций.
Таким образом, рейтинги порождены рынком в целях экономии времени и средств на проведения первичной и текущей проверки контрагента, его бизнеса и исключения возможности убытков при взаимодействии хозяйствующих единиц, в том числе в рамках длящихся правоотношений. Например, когда акселерация займа или исполнение платежа положена под условие выполнения определенных ковенантов (о чем мы поговорим ниже).
Из этого всего можно сделать значимый вывод о том, что, чем больше востребовано и развито рейтингование, тем развитей рынок. Такая зависимость на фоне практически отсутствия в России отраслевого рейтингования, его невостребованности в среде предпринимательства, означает неразвитость российского рынка. Стороны в своем выборе полагаются не на свободную оценку рыночной конъюнктуры, а учитывают другие факторы, например, инсайдерскую информацию, личную аффилированность с госучреждениями и должностными лицами государства, возможность получать госзаказ и имущество из казны и др. Поэтому объективно рейтингование может существовать сейчас в демонополизированном государством секторе, в частности, в области обращения с ломом и отходами металлов, в иных сферах среди субъектов малого и среднего предпринимательства.
Как любой другой рыночный инструмент, отношения по отраслевому рейтингованию развиваются в правовом поле. Посмотрим какие положения законодательства Российской Федерации способствуют учету произведенных рейтингов и развитию системы рейтингования в целом.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 02 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация (головная кредитная организация банковской группы) обязана создать системы управления рисками и капиталом, внутреннего контроля, соответствующие характеру и масштабу осуществляемых операций, уровню и сочетанию принимаемых рисков, с учетом установленных Банком России требований к системам управления рисками и капиталом, внутреннего контроля кредитной организации, банковской группы.
Согласно статье 6 Федерального закона от 07 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций: операции с денежными средствами в наличной форме — снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности.
При этом кредитные организации осуществляют внутренний контроль путем реализации соответствующих правил, включающих в себя в том числе выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров и др.
Вместе с тем, как быть уверенным, что деятельность ломозаготовителя реальна, а не маскируется лицензией? Понижение отраслевого рейтинга ломозаготовителя и (или) переработчика в рамках риск-ориентированного подхода должно поставить перед банком вопрос о применении правил контроля в отношении клиентов, а в итоге – мер реагирования, предусмотренных указанными законодательными актами. В противном случае кредитная организация может получить в свой адрес негативную реакцию регулятора (статьи 19, 20 и 41 Федерального закона от 02 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»).
Принимая во внимание рейтинг, банковские структуры в зависимости от риска, диктуемого присвоенным рейтингом, могут принимать решения о введении дифференцированных ставок на обслуживание соответствующих компаний.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (в частности, это наличие лицензии на обращение с ломом и отходами черных и цветных металлов).
Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
финансовых ресурсов для исполнения контракта;
на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта (часть 2 статьи 31 Закона).
При подготовке отраслевого рейтинга учитываются наличие лицензии, фактического опыта, оборудования и кадров для осуществления деятельности по заготовке, переработке лома и отходов металлов. Таким образом, для обоснования участия в закупках могут использоваться данные отраслевого рейтингования компании. Соответствующие результаты рейтингования могут выступать в суде в качестве доказательства наличия квалификации при возникновении спорных ситуаций, связанных с проведением и оспариванием результатов закупок, допуска к ним операторов на рынке лома и отходов металлов (статья 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Квалификационные требования к участнику закупки, которые проводятся в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и принятыми в его развитие положениями госкомпаний о закупках, также могут подтверждаться рейтингом, присвоенным компании–ломозаготовителю и переработчику.
Помимо закупок, рейтингование может осуществляться в обычных гражданских правоотношениях.
Если говорить о тех же торгах, то в таком случае необходимо обратить внимание на возможность проведения закрытых торгов, куда, например, могут допускаться участники с высоким уровнем отраслевого рейтинга (пункт 1 статьи 448 ГК РФ).
Например, в подобном случае к купле-продаже лома допускаются ломозаготовители, рейтинг которых позволяет предполагать у них наличие оборудования и транспорта, обеспечивающего переработку и транспортировку лома металлов определенным образом. Это позволяет сократить риск незаключения и неисполнения заключенного по итогам торгов договора, так как все из участников торгов будут обладать компетенцией и потенциальной возможностью исполнить возникшее обязательство.
Опыт зарубежных стран при проведении классических и организованных торгов показывает, что система рейтингования имеет большое значение при допуске участников к торгам. Рейтингование позволяет повысить доверие к проводимым торгам, препятствует заключению мнимых и притворных сделок, а также дает возможность отсечь картельные сговоры на торгах (наше регулирование: статья 170 ГК РФ, пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», статья 178 Уголовного кодекса Российской Федерации).
У нас указанные меры могут реализовываться через применение уже упомянутого пункта 1 статьи 448 ГК РФ, а также части 6 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах» в соответствии с которым правилами организованных торгов могут быть определены различные группы (категории) участников торгов и установлены различные требования к таким участникам торгов, а также различные права и обязанности таких участников торгов; при этом требования, предъявляемые к участникам торгов одной группы (категории), права и обязанности таких участников должны быть одинаковыми.
Рейтинги во всем мире способствуют проведению инвестиционной деятельности, включая целевое кредитование. Приобретая акции, доли участия, облигации компаний, в том числе оперативно осуществляя приобретение активов на бирже, инвестор может ориентироваться на рейтинги и прогнозы, даваемые рейтинговыми агентствами.
Цены на реализуемые на торгах корпоративные активы также могут колебаться в зависимости от присвоенных рейтингов и сделанных прогнозов.
Организатор торгов, в свою очередь, может отказать в листинге (допуске к торгам) либо снять с торгов ценные бумаги без объяснения причин (часть 6 статьи 14 Федерального закона от 22апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»). В основе принятого биржей решения могут лежать итоги отраслевого рейтингования компании-эмитента.
В этой связи отраслевое рейтингование имеет огромное значение в сфере инвестиционной и финансовой деятельности. В частности, запрет на распространение инсайдерской информации (у нас это Федеральный закон 27 июля 2010 г. № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), то есть — точной и конкретной информации, которая не была распространена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иной охраняемой законом тайны), и распространение которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг, одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов либо одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, купируется за счет обращения к публикуемым рейтингам, которые могут являться итогами анализа и обработки такой информации (части такой информации).
Так, в соответствии с договором на рейтингование, в адрес рейтингового агентства может быть передана информация, составляющая коммерческую тайну, в том числе и сведения о ноу-хау (подпункт 12 пункта 1 статьи 1225, глава 75 ГК РФ), в результате анализа которой и примененной методики выдается соответствующий рейтинг компании и дается необходимый прогноз, которые размещаются в общедоступных источниках информации (пункт 1 статьи 3, пункты 3, 4 части 2 статьи 6.1, пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», статья 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Сам же режим коммерческой тайны при этом не нарушается, инсайдерская информация не распространяется.
Следует обратить внимание, что предоставление указанной информации рейтинговому агентству для целей составления рейтинга и прогноза его изменений дает возможность присвоения наиболее высокого уровня рейтинга компании, составления более точного позитивного прогноза. На основе этой информации квалифицированными инвесторами будут приняты взвешенные и обоснованные решения о приобретении соответствующего актива.
Статьей 434.1. ГК РФ регулируется ситуация по ведению переговоров на заключение договора. Так, пункт 3 этой статьи гласит, что сторона, которая ведет или прерывает переговоры о заключении договора недобросовестно, обязана возместить другой стороне причиненные этим убытки. Убытками, подлежащими возмещению недобросовестной стороной, признаются расходы, понесенные другой стороной в связи с ведением переговоров о заключении договора, а также в связи с утратой возможности заключить договор с третьим лицом.
В данной ситуации в разрезе рейтингования следует отметить, что низкий рейтинг организации должен посеять сомнение в целесообразности проведения переговоров о заключении договора в принципе. С другой стороны, если результат рейтинга компании стал известен или получен при ведении переговоров, то в таком случае ссылка на присвоенный рейтинг должна блокировать применение норм пункта 3, поскольку выходящая из переговоров сторона действует добросовестно, основывая свою позицию на данных рейтинга.
В соответствии со статьей 431.2. ГК РФ сторона, которая при заключении договора либо до или после его заключения дала другой стороне недостоверные заверения об обстоятельствах, имеющих значение для заключения договора, его исполнения или прекращения (в том числе относящихся к предмету договора, полномочиям на его заключение, соответствию договора применимому к нему праву, наличию необходимых лицензий и разрешений, своему финансовому состоянию либо относящихся к третьему лицу), обязана возместить другой стороне по ее требованию убытки, причиненные недостоверностью таких заверений или уплатить предусмотренную договором неустойку. Также сторона, полагавшаяся на недостоверные заверения контрагента, имеющие для нее существенное значение, наряду с требованием о возмещении убытков или взыскании неустойки также вправе отказаться от договора, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Такими заверениями может являться наличие для выполнения обязательств того или иного оборудования, лицензии, опыта работы, квалифицированного персонала.
Присвоенный отраслевой рейтинг может быть тем ориентиром, который подтверждает либо опровергает сделанные заверения об обстоятельствах.
Более того, само наличие уровня высокого доверия в рейтинге может быть таким обстоятельством. В этом случае рейтинг и его поддержание на соответствующем уровне становится условием выполнения договора (ковенанты).
Отраслевое рейтингование тесно связано с реализацией такой возможности, как приостановление обязательства. Согласно пункту 2 статьи 328 ГК РФ в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо, при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Присвоенный компании рейтинг может служить тем триггером, который позволит принять соответствующее решение. Например, в длящемся отношении из купли-продажи по оплате лома против его поставки, покупатель видит понижение рейтинга продавца до рисковых значений. Это может означать, что компания утратила лицензию или оборудование, что сделает невозможным поставку в заявленных кондициях. Тем самым, покупатель воздерживается от внесения предоплаты товара до прояснения ситуации. Закон в таком случае будет защищать его интерес.
Аналогичная ситуация присутствует и при реализации права на односторонний отказ от договора, в том числе, когда организация утрачивает членство в саморегулируемой организации или лицензию (статья 450.1. ГК РФ). Понижение отраслевого рейтинга до рискового может также являться основанием для прекращения договора (в случае включения в его тело соответствующего ковенанта).
Помимо общих положений о договоре, есть специальные основания для изменения конкретных обязательств. Например, в договоре займа существуют условия для акселерации долга (досрочный возврат). Так, в соответствии с нормами пункта 3 статьи 807 ГК РФ, если займодавец в силу договора займа обязался предоставить заем, он вправе отказаться от исполнения договора полностью или частично при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предоставленный заем не будет возвращен в срок. Одним из таких обстоятельств может являться наличие или понижение рейтинга до негативного уровня. Те же правила постулируются законодателем и для кредитного договора (статья 821 ГК РФ). Тем самым, условием выдачи кредита может рассматриваться наличие высокого уровня рейтинга заемщика. При ведении кредитной линии, предоставление очередного кредитного транша компании может зависеть от поддержания ее рейтинга на необходимом уровне с позитивным или стабильным прогнозом.
Аналогичные подходы могут использоваться и в сфере страхования (глава 48 ГК РФ, статья 944 ГК РФ, в частности).
Магистральными принципами частного права выступают презумпции добросовестности и разумности. Согласно пункту 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Говоря о признаках разумности действий, укажем, что действие разумно, если оно логично и основано на разуме. «Разум» означает способность человека творчески и логически мыслить, обобщать результаты познания. Применяя это к действиям, это внутренняя характеристика явления (действия), которому свойственны логичность и целесообразность.
С правовой точки зрения, требование разумности действий отвечает, что такое действие не будет поддержано, если оно не имеет правового смысла. Отсутствие у действий правового смысла может означать, что таковое совершено под влиянием произвольного решения и стечения случайных обстоятельств.
Согласно трактовкам добросовестности, выработанным судебной практикой и конкретно в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Такой подход согласуется с генеральной линией правоприменения и нормотворчества, проводимого в Западной Европе. Так, согласно Модельным правилам европейского частного права (DCFR) суть принципов «добросовестность и честная деловая практика» излагается через стандарт поведения, характеризующегося честностью, открытостью и учетом интересов другой стороны сделки или соответствующего правоотношения (статья I.-1:103).
Итоги рейтинга объективны (открыты). Поэтому ссылка на них во всех указанных и спорных случаях придает поведению использующих их результаты лиц все из описанных выше признаков разумности и добросовестности. Тем самым, апеллируя к итогам рейтинга, лицо выполняет стандарты должной осмотрительности, открытости и его решения, если они соотносятся с рекомендациями и существом рейтинга, характеризуются как разумные и добросовестные. В этом смысле презумпции разумности и добросовестности становятся практически неопровержимыми.
Рейтинги помогают и при осуществлении лицами принадлежащих им корпоративных прав, помогая в управлении бизнесом. В частности, следуя установлениям пункта 1 статьи 65.2. ГК РФ, участники корпорации (участники, члены, акционеры и т.п.) вправе:
участвовать в управлении делами корпорации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 статьи 84 ГК РФ;
в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом и учредительным документом корпорации, получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией;
обжаловать решения органов корпорации, влекущие гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом;
требовать, действуя от имени корпорации (пункт 1 статьи 182), возмещения причиненных корпорации убытков (статья 53.1);
оспаривать, действуя от имени корпорации (пункт 1 статьи 182), совершенные ею сделки по основаниям, предусмотренным статьей 174 ГК РФ или законами о корпорациях отдельных организационно-правовых форм, и требовать применения последствий их недействительности, а также применения последствий недействительности ничтожных сделок корпорации.
Сведения о рейтинге компании, а также о рейтинге ее контрагентах и партнерах может дать основание к принятию тех или иных из указанных решений.
Отрицательный рейтинг и негативный прогноз развития компании в той или иной отрасли с сопоставлением с рейтингами конкурентов должен подсказывать участнику и менеджменту, что подходы, используемые в управлении организацией, должны быть пересмотрены, скорректированы, включая изменение стратегии. Таким образом, присвоенный уровень рейтинга — это сигнал, который позволяет в условиях конкуренции повысить эффективность работы компании.
Рейтинги и прогнозы развития потенциальных партнеров дают подсказку к выстраиванию долгосрочных и краткосрочных взаимоотношений с ними, могут определить характер их содержания.
В настоящее время во многих сферах экономических отношений развивается саморегулирование. Есть все основания предполагать, что система лицензирования субъектов в сфере обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов перейдет постепенно на новый уровень саморегулирования.
Согласно действующей редакции статьи 9 Федерального закона от 01 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (СРО), СРО осуществляет контроль за осуществлением членами СРО предпринимательской или профессиональной деятельности. Контроль проводится СРО путем проведения плановых и внеплановых проверок.
Основанием для проведения СРО внеплановой проверки может являться направленная в СРО жалоба на нарушение членом саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации. СРО могут быть предусмотрены помимо указанных оснований иные основания для проведения внеплановой проверки.
Риск-ориентированный подход предполагает учет СРО публикуемых рейтингов при принятии решения о проведении внеплановой проверки. Но рейтинги и риск-ориентированный подход также требует, чтобы и при вступлении в СРО происходил учет рейтинга, поскольку таковой объективно отражает соответствие хозяйствующего субъекта именно отраслевым стандартам.
Учитывая изложенное, при введении обязательного саморегулирования в сферу ломозаготовки и переработки, присвоенный компании рейтинг будет являться одним из оснований для получения входного билета на соответствующий рынок.
Генеральный директор ООО «РА Русмет» Зеленин А.А.
,