/Rusmet.ru, НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ»/ Несмотря на недавние заверения заместителя председателя правительства Аркадия Дворковича, Минпромторг России еще 18 февраля 2015 года разместил на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения regulation.gov.ru уведомление о начале публичного обсуждения разрабатываемого Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в перечень товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта» в части внесения лома цветных и черных металлов (см. http://regulation.gov.ru/project/23343.html?point=view_project&stage=1&stage_id=7839).
НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ» от лица участников российского рынка лома черных и цветных металлов (как независмых ломопереработчиков, так и дочерних ломозаготовительных сетей крупнейших российских меткомбинатов) в очередной раз заявляет, что нынешний экспорт металлолома в объеме около 3,5 млн. тонн в год не является и не может являться существенным фактором ценообразования на рынке лома при общем годовом потреблении металлолома в РФ в 45 млн. тонн. Кроме того, экспорт лома в последние годы демонстрирует устойчивую тенденцию к снижению под действием рыночных факторов на фоне роста внутреннего потребления металлолома.
В то же время, экспортеры этого сырья представляют большую группу предприятий и организаций, занятых в сфере обращения с ломом и отходами металлов, с выручкой около 900 млн. долларов США в год, современным производственным оборудованием, с десятками тысяч рабочих мест, укомплектованных квалифицированным персоналом, с успешной историей развития за последние 20 лет, со сложившейся репутацией на международной арене. Кроме того, рассматривая динамику объемов экспорта металлолома, можно говорить о том, что наличие экспорта является стабилизирующим фактором как для цен на внутреннем рынке, так и для объемов заготовки лома и баланса спроса и предложения.
Очевидно, что запрет или заградительная пошлина на экспорт лома черных металлов снизит его цену на внутреннем рынке и через это немедленно окажет резко отрицательный эффект на показатели ломосбора. Понятно, что при цене лома ниже определенного уровня заниматься его сбором и переработкой невыгодно, нерентабельно. А падение ломосбора ударит, в свою очередь, уже по производству стали в России. Особенно тяжело придется новым электросталеплавильным мощностям. Таким образом, эффект от такой попытки «обеспечения сырьевой безопасности» будет ровно обратным задуманному ее инициаторами.
Более того, запрет экспорта или заградительная пошлина на лом непременно скажутся и на продажах российского металлопроката на мировом рынке, поскольку Российская Федерация является членом Всемирной Торговой Организации (ВТО) с определенными обязательствами по либерализации ввозных и вывозных пошлин на отдельные группы товаров. Так, ежегодно, начиная с даты вступления, вывозная пошлина на лом черных металлов уменьшалась с 15% на 2.5% и сейчас составляет 10% от таможенной стоимости. Как мы понимаем, в течение двух лет по соглашению с ВТО пошлина должна быть снижена до 5%. Любые тарифные ограничения на данную товарную группу или ограничения пунктов пропуска немедленно повлекут за собой квотирование или импортные тарифы на стальную продукцию при поставках в Европу.
Также имеются прецеденты отмены введенных ФТС ограничений на экспорт лома в судебном порядке по обращению российских ломопереработчиков. Так, 2 декабря 2008 г. Федеральная таможенная служба выпустила Приказ №1514 об ограничении пунктов пропуска лома и отходов черных металлов, оставив только незначительные для целей экспорта порты, например, Магадан, Петропавловск-Камчатский. В результате последовавшей серии судебных разбирательств участники рынка получили решение Высшего арбитражного суда РФ об отмене этого приказа и компенсации причиненных убытков ряду экспортеров.
Учитывая вышеизложенное, НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ» предлагает Правительству рассмотреть иные варианты по стабилизации цен на стальную продукцию в РФ, помимо ограничения экспорта лома и отходов черных металлов. НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ» готово принять активное участие в обсуждении проблемы и поиске ее решения.
Соответствующие обращения уже направлены в органы власти, а также уполномоченному по защите прав предпринимателей Борису Титову.