В конце февраля в России будет официально зарегистрирован третий крупный российский холдинг по производству меди. У него пока нет названия, зато точно известно, что специализироваться он будет на медном ломе.
Министр промышленности, энергетики и науки Свердловской области Владимир Молчанов сообщил общественности, что создается новый российский холдинг по производству меди.
Регистрация холдинга, предположительно, состоится в феврале, а выход на производственные мощности – в конце 2004 – начале 2005 года.
Господин Молчанов даже сообщил название новой компании – Уральская горная компания, но как удалось выяснить «Газете.Ru» в источниках, близких к сделке, название у компании будет совершенно другое, поскольку Уральская горная компания уже существует и к будущему холдингу никакого отношения не имеет.
Министр Молчанов включил в состав холдинга предприятие по переработке окисленных руд методом выщелачивания в городе Полевской, которое в действительности туда не войдет. По данным президента Екатеринбургской торгово-промышленной компании Игоря Алтушкина (он и возглавит безымянный холдинг), в холдинге числится гораздо больше предприятий, чем назвал господин Молчанов.
Как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе ЕТПК, в новый холдинг войдут следующие предприятия и финансовые структуры: ООО «Екатеринбургская торгово-промышленная компания», ОАО «Уральский банк реконструкции и развития», ЗАО «Свердлсоцбанк», ЗАО «Ревдинский завод по обработке цветных металлов», ООО «Урал-ВЦМ», ООО «Горно-металлургическая компания «Аэрон», ЗАО «Кыштымский медеэлектролитный завод», ЗАО «Новгородский металлургический завод», ООО «Завод точных сплавов», ЗАО «Карабашмедь», ЗАО «Ормет», ОАО «Уралгидромедь», СП «РосКазМедь».
Владимир Молчанов заверил, что новый холдинг станет «достаточно сильным игроком на медном рынке» и займет третье место по производству меди после «Норникеля» и Уральской ГМК. Министр назвал и ориентировочные производственные мощности – 145 тыс. тонн в год.
«Норильский никель» производит около 600 тысяч тонн меди в год, а Уральская ГМК – 330 тысяч тонн меди в год.
Собственно, никакого другого места холдинг занять и не может, поскольку кроме «Норникеля» и УГМК в России нет сколько-нибудь значительных производителей меди.
Идея создания холдинга возникла у нынешнего генерального директора ЕТПК и председателя правления Кыштымского медеэлектролитного завода Игоря Алтушкина в 2002 году – после того как у ЕТПК возникли разногласия с главным партнером – Уральской горно-металлургической компанией.
Тогда господин Алтушкин решил, что пора создавать собственный холдинг, и в 2003 году на свет появился Новгородский металлургический завод, который производит 75 тысяч тонн меди в год – как и завод в Кыштыме. Два этих завода станут основными мощностями холдинга и будут производить около 150 тысяч тонн в меди в год. А это, по оценкам аналитиков, очень много: предприятий, производящих 100 или более тысяч тонн меди в год, в отрасли всего два.
Собственно, у нового предприятия нет задачи «догнать и перегнать» своих якобы конкурентов. Новый холдинг не будет открывать Америку,
он вплотную займется тем, что до сих пор удавалось его предприятиям лучше всего – переплавкой цветного лома.
Предприятия нового холдинга до сих пор занимают ведущую позицию по производству и обработке этого вида продукции и поставляют на УГМК, например, чуть ли не половину цветного лома. А Ревдинский завод по обработке цветных металлов, например, поставляет детали для карбюраторов и других автомобильных частей аж на General Motors. Вот и будет новая компания совершенствовать свои достижения и изготавливать продукцию все более и более высоких переделов.
«Норильский никель», по сведениям «Газеты.Ru», к появлению нового игрока относится равнодушно: производством и обработкой цветного лома там практически не занимаются, работают преимущественно на экспорт, и потому сферы интересов у них особо не пересекаются.
Хотя аналитики полагают, что раз уж решено создавать новую крупную структуру, то, вполне возможно, простым сегментированием рынка дело не обойдется и новообразованный холдинг решит повоевать за место под медным солнцем и реально посоперничать с другими игроками не только на рынке цветного лома.
По мнению эксперта Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Игоря Буданова, у нового медного холдинга есть две возможности реально посоперничать с другими русскими игроками на данном рынке. Одна из них – вожделенная для всех медепроизводителей лицензия на разработку Удоканского месторождения в Сибири.
По оценкам экспертов, Удоканское месторождение содержит четверть российских запасов меди.
Однако, как рассказал «Газете.Ru» пресс-секретарь Екатеринбургской торгово-промышленной компании (ЕТПК) Александр Ханин, будущий холдинг не собирается бороться за Удокан, поскольку на разработку этого месторождения, находящегося на вечной мерзлоте, требуется $3 млрд. А такие инвестиции, по мнению господина Ханина, не по зубам никому из российских производителей. И, скорее всего, достанется оно иностранцам.
Аналитик компании «Металл-Курьер» Андрей Пупченко одобряет такую позицию: «Если у предприятия есть «готовые» источники сырья и их достаточно для изготовления своей продукции, то ему, особенно на стадии становления, слишком рискованно разрабатывать совершенно неосвоенные месторождения».
Вторая же возможность занять более широкую нишу на российском рынке меди, по мнению Игоря Буданова, заключается в тесном сотрудничестве с Узбекистаном, вернее, с его медными запасами. Но в ЕТПК полагают, что сотрудничества с Казахстаном, Монголией и Башкирией, а также собственных месторождений в Оренбурге для безбедной сырьевой жизни вполне достаточно. И никаких переговоров с узбеками пока не ведется и вести не планируется.
Аналитик ИФК «Метрополь» Денис Нуштаев полагает, что конъюнктура рынка меди такова, что на внутреннем рынке еще найдется место для третьего игрока. Цены на медь недавно достигли исторического максимума и составляют сейчас в среднем $2400–2500 за тонну, и потребность в ней во всем мире велика.