Как стало известно «Ведомостям», МПС на неопределенный срок запретило экспортерам отгружать свою продукцию в адрес портов Новороссийск и Туапсе. Железнодорожники говорят, что из-за наплыва экспортных грузов и интенсивного движения пассажирских поездов на Северо-Кавказской железной дороге возникли пробки. Портовики и независимые перевозчики считают, что МПС лишает их доходов.
Первый замминистра путей сообщения Вадим Морозов своей телеграммой от 28 июля запретил погрузку всех грузов на экспорт через морские порты Новороссийск и Туапсе с 29 июля. Подобные технические запреты, или конвенции, вводятся на основе Транспортного устава железных дорог при возникновении пробок на дорогах из-за несвоевременной выгрузки и действуют, как правило, 5 — 10 дней. Хотя портовики и железнодорожники перед началом каждого месяца согласовывают план перевозок, избежать заторов не удалось. По данным пресс-службы Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД) , на вчерашний день на дороге скопилось 118 поездов, т. е. почти 6000 вагонов с экспортными грузами. Владимир Винокуров, гендиректор «Транспортной корпорации», железнодорожного перевозчика группы «Дело», говорит, что у сложившейся ситуации несколько причин: недостаточное развитие припортовых станций в Новороссийске и Туапсе, пик пассажирских перевозок в разгар туристического сезона и нехватка локомотивов у СКЖД. «Обидно, когда у нас, например, простаивает более 400 собственных цистерн с нефтью ТНК. Каждый день пробок для нас — это около $10 000 упущенного дохода», — говорит Винокуров. Вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев говорит, что экспортные обязательства нефтяников вряд ли будут нарушены, танкеры отгружаются по графику, цистерны до припортовой нефтебазы «Черномортранснефть» доходят. «Мы продолжаем сливать цистерны [в танкеры], их еще 2500 в пути. Это нефтяникам запретили наливать, чтобы успел рассосаться затор на железной дороге», — говорит Григорьев.
Нефтяникам еще повезло — лишь около 10% нефтегрузов попадает в черноморские порты железной дорогой. В их числе, по данным Petroleum Argus, продукция «Сибнефти», «СИДАНКО», ТНК, «Дагнефти», «Татнефти» и казахский нефтяной транзит. Большая часть нефти приходит в порты по трубе. А вот металл по трубе не довезешь. «Мы очень равномерно грузим на Новороссийск — каждый день по 200 вагонов слябов и стали, а тут по вине железной дороги можем нарушить свои контрактные обязательства», — говорит транспортник Новолипецкого меткомбината (НЛМК). Оценивать размер потерь на НЛМК не берутся. Старший вице-президент «Евразхолдинга» Александр Анненков называет проблему «сезонной» и говорит, что если конвенция продлится 10 дней, то Нижнетагильский меткомбинат, работающий с Новороссийском, потеряет $1,5 — 2 млн. Пресс-атташе Оскольского электрометаллургического комбината (ОЭМК) Александр Лойма относит конвенцию к числу форс-мажорных обстоятельств и надеется, что, после того как МПС разрулит пробку на дороге, ОЭМК сможет наверстать экспортные объемы.
Вице-президент Ассоциации экспедиторов Сергей Лопарев говорит, что не все грузовладельцы, желающие экспортировать продукцию через черноморские порты, попадают в план перевозок, который согласуется с МПС. Он отмечает, что экспортеры, привыкшие к особенностям Новороссийска, обычно страхуются от всяких неприятностей (в том числе сильных новороссийских штормов) , и поэтому оговаривают в своих контрактах дополнительные условия, позволяющие избежать штрафных санкций в случае незначительной задержки поставок.