Кризис поставил российские моногорода под угрозу социальной катастрофы в
Наследие индустриализации
Создание градообразующих предприятий и моногородов при них было главным вектором освоения территории страны в течение нескольких волн индустриализации. В советские годы они откровенно функционировали как города-предприятия, в которых не только производственный, но и социальный комплекс находился целиком на балансе предприятия и социальные издержки включались в стоимость производимой продукции, снижая ее конкурентоспособность.
Появление частных собственников у градообразующих предприятий в 1990-е гг. и структурирование крупных холдингов постепенно привело к разделению мандатов на производственные и социальные. Это называлось «сбросом социальных обязательств с предприятий на муниципалитеты». Однако полного сброса так и не произошло. Предприятия до сих пор тратят 10-15% своей прибыли на реализацию социальных программ на территориях своего присутствия, фактически частично замещая собой государство и корректируя таким образом вектор государственной социальной политики в собственных городах.
В целом российские моногорода подошли к мировому финансово-экономическому кризису
При всей значимой разнице в той политике корпоративной социальной ответственности, которую практиковали российские холдинги, в моногородах в целом сложилась примерно следующая картина: 50-80% реально выполняемых социальных обязательств финансирует муниципалитет, остальное — компания. При этом специализация корпоративных социальных инвестиций, конечно, очень разная — одно предприятие предпочитало учить, второе лечить, третье развлекать, а четвертое — возить граждан из дома на работу.
Как действует кризис
Магистральное направление воздействия кризиса на российские моногорода состоит из двух компонентов. Первый: объективное сокращение доходной базы муниципальных бюджетов, два важнейших налога для которых — НДФЛ и прибыль. В связи с сокращениями на предприятиях, остановкой конвейеров, сокращением рабочих недель и организацией бессрочных отпусков на предприятиях объективно снижаются доходы городских бюджетов от фонда оплаты труда. Ну а прибыль предприятий — про нее и так все понятно: а) ее объективно не будет, б) это самый плохо собираемый и самый легко оптимизируемый бизнесом в кризис налог.
Вторым компонентом ушедшей в прошлое комфортной жизни моногородов были значительные расходы корпораций на реализацию социальных программ. Они тоже сейчас по понятным причинам компаниями жестоко оптимизируются: им не хватает даже на финансирование производственного процесса. В итоге получается, что по исследованным нами моногородам 20-45% мероприятий привычного социального пакета остаются в
Вот картина, получающаяся из механического сравнения первой половины
Что нужно делать
Цена вопроса — минимум 300 млрд руб. в
Популярные на федеральном уровне разговоры о том, что социальные обязательства на этих территориях раздуты и что жить надо было по средствам и планировать бюджеты консервативно исходя из разумных цен на продукты экспорта и т. д., абсолютно несостоятельны. Не секрет, что и регионы, и муниципалитеты в последние пять лет неоднократно предлагали Минфину разрешить в Бюджетном кодексе формировать свои стабилизационные фонды, резервные фонды, фонды будущих поколений — любые копилки на черный день от сверхдоходов бюджетов от высокой экспортной конъюнктуры. Федерация наотрез отказывалась, тем самым презюмируя: формирование копилки — за мной, я на всех накоплю, а когда будет плохо — приходите, поделимся.
Вот уже плохо, уже пришли. Пора делиться.
Автор — директор Института региональной политики