Впрочем, у специалистов еще осталась надежда на то, что в октябре спрос на сталь в Китае начнет восстанавливаться, а китайские компании, сократив объем производства, сумеют сбалансировать рынок. В мировом масштабе ситуация по-прежнему остается неопределенной. Пока спрос и предложение более-менее сбалансированы, но в начале 4 квартала равновесие может нарушиться.
Полуфабрикаты
Цены на заготовки на ближневосточном рынке не меняются уже несколько недель. Российские и украинские поставщики предлагают свою продукцию в Турцию и страны Ближнего Востока по $435-450 за т FOB, а иранские компании получают предложения из расчета $470-475 за т CFR при поставке через Каспийское море. В Турции заготовки продаются местными компаниями по $450-460 за т EXW (без НДС), так что продукция из СНГ на этом рынке сохраняет конкурентоспособность.
Правда, спрос на заготовки в последнее время оставляет желать лучшего. Турецкие прокатные компании сократили закупки полуфабрикатов из-за низкого спроса на готовую продукцию. Резко уменьшились поставки в страны Восточной Азии, где еще в августе покинули рынок китайские компании. В связи с этим некоторые аналитики опасаются затоваривания и падения цен. Впрочем, производители, очевидно, рассчитывают на активизацию спроса в октябре.
На Дальнем Востоке цены на заготовки также остаются практически неизменными с начала сентября. Вьетнамские прокатчики приобретают полуфабрикаты из-за рубежа по $485-500 за т CFR. Уровень спроса, при этом, относительно невысок, так как потребители имеют достаточные запасы.
Спрос на слябы на мировом рынке в последнее время резко упал. Китай приостановил импорт, а в странах Восточной Азии понизились цены на горячий прокат, так что местные компании также перестали покупать полуфабрикаты, ставшие для них слишком дорогими. Официально российские экспортеры котируют свою продукцию по $445-475 за т FOB, но эти цены являются номинальными и не соответствуют рыночной ситуации. Восточноазиатские компании, со своей стороны, заявляют, что не готовы в данный момент приобретать слябы дороже $470-480 за т CFR.
В США спрос на импортные слябы, оживившийся в августе, снова пошел на спад. Местные прокатные компании обеспечили себя полуфабрикатами на пару месяцев вперед, кроме того, возвращение в строй ряда доменных печей сопровождается расширением предложения слябов из внутренних источников. По-видимому, в течение всего октября американский рынок слябов будет сохранять низкий уровень активности.
Конструкционная сталь
На мировом рынке конструкционной стали в последнее время не происходит существенных подвижек. Строительная отрасль остается в глубокой депрессии по всему миру, а китайский рынок затоварен из-за перепроизводства в июле-августе. По мнению ряда специалистов, 2010 год будет не менее тяжелым для строителей, чем нынешний, а спрос на стальную продукцию будет еще меньше, чем сейчас, так как проектов стартовавших за последний год, слишком мало, чтобы компенсировать завершение уже ведущихся строек
В странах Ближнего Востока завершился Рамадан, но спрос на конструкционную сталь остается низким. Правда, в октябре он должен возрасти, но аналитики опасаются, что избыточные запасы и превышение предложения над потребностями помешают поставщикам поднять цены. Пока турецкие компании продают арматуру в страны Персидского залива по $480-490 за т FOB, при поставках в Египет цены могут быть несколько ниже.
Европейские компании предлагают арматуру на экспорт по 360-370 евро ($527-542) за т FOB, однако внутренние цены в ряде стран достигают 380 евро за т EXW и даже более. Впрочем, металлурги не уверены, что эти котировки удастся сохранить и в октябре. Спрос со стороны конечных потребителей остается минимальным.
В США рынок длинномерного проката также остается депрессивным. Признаки повышения активности заметны только на рынке высокоуглеродистой катанки, которая используется, в частности, в автомобилестроении. Ведущие производители этой продукции заявляют о возможном увеличении ее стоимости в октябре на $20-30 за т. Наблюдатели отмечают также появление в продаже довольно больших объемов низкоуглеродистой катанки из Турции и Китая, которая продается в американских портах по $550-575 за метрическую т FOT.
В Китае цены на длинномерный прокат стабилизировались, но признаков улучшения нет. Складские запасы готовой продукции продолжают увеличиваться. Китайские компании предлагают все больше арматуры и катанки за рубеж по ценам $480-500 и $500-520 за т FOB соответственно. В целом спрос на длинномерный прокат в странах Восточной Азии пока невысок из-за затянувшегося сезона дождей.
Листовая сталь
Повышение цен на плоский прокат в западных странах, начавшееся еще в июне, выдыхается. Американские меткомпании вынуждены признавать, что объявленные ими на октябрь и ноябрь повышения отпускных цен, скорее всего, состоятся лишь частично. Производители предлагают горячекатаные рулоны в октябре по $620-660 за метрическую т EXW, однако спотовые сделки заключаются по $595-635 за т EXW и, по мнению аналитиков, вряд ли превысят тот уровень в следующем месяце. Достаточно высокий спрос наблюдается в США только на холоднокатаные рулоны, стоимость которых достигает $730-770 за т EXW, тогда как в других секторах рынка плоского проката наблюдаются признаки затоваривания.
В Европе региональные производители предлагают г/к рулоны по 420-450 евро ($615-659) за т EXW, однако спрос на эту продукцию и там не спешит подниматься. По словам аналитиков, листовую сталь покупают, главным образом, дистрибуторы, пополняющие свои запасы. Кроме того, в связи с повышением курса евро относительно доллара все более высокую активность проявляют поставщики из-за пределов ЕС. Украинский горячий прокат поставляется в страны Восточной Европы по $565-575 за т CFR/DAF, а в Средиземноморье свою продукцию предлагают китайские трейдеры по $565-580 за т CFR. Представители ассоциации Eurofer уже заявляют о возможности возбуждения против китайцев антидемпинговых исков, но это дело не быстрое.
По мнению аналитиков из Eurofer, предотвратить массовое поступление в Европу китайской продукции в ближайшей перспективе могут два обстоятельства: повышение тарифов на фрахт, которое сделает эти поставки не выгодными, и восстановление спроса на плоский прокат в самом Китае. И то, и другое в ближайшем будущем не слишком вероятно.
Экспортные цены на г/к рулоны в Китае уже опустились до $480-520 за т FOB, что более чем на $100 за т уступает текущему европейскому уровню, при этом, стоимость доставки китайского проката в Европу не превышает $80 за т. Вообще стоимость китайской продукции равномерно нарастает с востока на запад в соответствии с уровнем затрат на транспортировку. Так, в Корее и странах Юго-Восточной Азии котировки на г/к рулоны составляют $510-530 за т CFR, в Индии – около $540 за т CFR, в странах Персидского залива – $540-570 за т CFR, а в Турции и Сирии – до $575 за т CFR. Под эти цены приходится подстраиваться и другим поставщикам, в частности, из стран СНГ. Впрочем, пока что российские г/к рулоны предлагаются из расчета $565-575 за т CFR от Турции до Вьетнама.
Внутренний рынок Китая, похоже, погрузился в длительную депрессию. Цены на плоский прокат до сих пор продолжают снижаться, хотя и медленно. Поставщики жалуются на избыток складских запасов и нежелание потребителей совершать новые покупки. Впрочем, китайская экономика на ходу, и, вероятно, в ноябре-декабре рынок подберет излишки и снова пойдет на подъем.
Специальные сорта стали
Специалисты из International Stainless Steel Forum (ISSF) подвели итоги деятельности мировой отрасли по производству нержавеющей стали за первое полугодие текущего года. По их данным, объем выплавки в мире составил 10,85 млн. т, что на 26,7% уступает показателям аналогичного периода годичной давности. Производство упало во всех регионах, кроме Китая, где был зафиксирован рост на 5,3% (до 4,07 млн. т). Впрочем, во втором квартале объемы выпуска нержавеющей стали был на 24,5% больше, чем в первом, так что аналитики из ISSF отмечают, что рынок постепенно восстанавливается.
Правда, сейчас, в конце сентября, ситуация выглядит не слишком благоприятной. В Восточной Азии экспортные цены на х/к рулоны 304 2В уменьшились до $3000-3200 за т CFR, а в Европе компания ThyssenKrupp снизила доплату за легирующие элементы для стали 304 от 1092 евро за т в сентябре до 1071 евро за т в октябре и, возможно, немного срежет базовые цены.
Впрочем, металлурги надеются, что в октябре спад прекратится. По крайней мере, главные нарушители равновесия – китайцы – сообщили о сокращении объемов выпуска на ближайшие несколько недель.
Металлолом
После некоторого спада в первой половине сентября мировой рынок лома достиг стабилизации. Цены на американский материал HMS № 1&2 (80:20) при поставках в Турцию остановилась на отметке $310-315 за т CFR, европейские и российские трейдеры отказались опускать цены на свой товар ниже $300-310 за т CFR. В Восточной Азии прекратилось падение внутренних цен на металлолом в Китае.
Правда, обороты на рынке в последнее время сократились. Китайские компании практически не покупают лом за границей, так как американские поставщики предлагают его не менее чем по $350 за т CFR, что лишь ненамного уступает китайским внутренним ценам с доставкой. Приостановили операции по закупке японского лома и корейские компании. Из-за роста курса иены относительно доллара японский материал Н2 обходится корейцам в $355-360 за т CFR, что представляет собой слишком большой скачок по сравнению с $320-330 за т CFR в первой половине сентября.
По мнению американских специалистов, цены на лом в США в октябре снизятся. Спрос на мировом рынке ослабел, а местные компании уже достаточно хорошо запаслись сырьем и тоже сокращают закупки. Тем не менее, в мировом масштабе металлолом, очевидно, останется дефицитным и относительно дорогостоящим материалом.