Нынешние меры господдержки автопрома только «сжигают» бюджетные деньги и мешают отрасли «перестроиться под новую реальность», уверены в Минэкономики. Министерство хочет отказаться от тотального стимулирования внутреннего спроса, считая, что это не мотивирует концерны снижать издержки и улучшать качество машин. Предложено поддерживать проекты, создающие реальную добавленную стоимость, развитие НИОКР и компонентной базы, а также экспорт.
Масштабная поддержка автопродаж не дает нужного эффекта и сдерживает переход отрасли «в новые экономические реалии», утверждается в отраслевом мониторинге Минэкономики (есть у «Ъ»). На фоне 40-процентной недозагрузки российских мощностей и общего чистого убытка отрасли в 102,3 млрд руб. в 2015 году реструктуризация сектора так и не началась. Концерны пересматривают производственные программы для РФ, признают эксперты министерства, но серьезной переоценки нет: иностранцы покрывают убытки прибылью с растущих рынков, переориентации на экспорт не случилось. Но для выхода из кризиса необходимы структурные изменения — в том числе политики стимулирования игроков и рыночных перспектив в целом, говорится в документе.
Российский автопром сформировался при потребительском буме начала 2000-х годов, а кризис 2008-2009 годов концерны не напугал — он был сглажен господдержкой. Это предотвратило сокращение мощностей, но не способствовало оздоровлению отрасли, полагают в Минэкономики. Переориентация на инвестразвитие (льготный режим «промсборки») вместе с поддержкой помогли отрасли быстро восстановиться в 2010-2012 годах, что привело к расширению мощностей. На этом фоне у игроков образовались завышенные ожидания роста внутреннего спроса, но стимулов для поиска внешних рынков сбыта не было.
По словам курирующего вопросы развития секторов экономики замглавы Минэкономики Евгения Елина, мониторинг показал, что финансовые вливания в отрасль, позволившие сохранить ее в период предыдущего кризиса, не устранили причины «болезни»: проблемы, как и в авиатранспорте, связаны с дисбалансом производства и спроса (в среднесрочной перспективе разрыв составит порядка 1 млн машин, сказано в документе). Тем, кто должен был уйти с рынка, не дали «умереть», и следующий кризис дал новую вспышку падения автопрома, а попытка погасить ее теми же инструментами уже не работает, говорит чиновник. Министерство, по его словам, предлагает прекратить тотальную поддержку автопрома, предоставляя ее только тем компаниям, которые обеспечат более глубокую локализацию. Это сузит не только круг игроков, но и моделей, однако позволит оздоровить ситуацию, отметил господин Елин. «Сейчас просто «сжигаем» бюджетные средства»,— резюмировал он.
По оценке Минэкономики, объем авторынка до 2020 года не превысит 2 млн машин в год. Сейчас господдержка, говорится в документе, не мотивирует концерны сокращать издержки и повышать качество. Продление программ поддержки (обсуждается комплекс мер до 60 млрд руб. на 2017 год) влечет риск «инерционного развития». Кроме устранения дисбаланса нужны условия для расширения рынков сбыта. Потенциал экспорта к 2020 году оценивается в 200-300 тыс. машин ежегодно.
Господдержка отрасли в 2017-2019 годах может составить порядка 270 млрд руб., говорится в документе. Распределение средств Минэкономики предлагает увязать с реализацией обязательств по «промсборке», объемом добавленной стоимости, количеством технологических операций, а также с долей экспорта в продажах. В министерстве признают «стагнацию и недофинансирование НИОКР» и предлагают поддержать создание роботизированной техники (в 2017-2019 годах — 12 млрд руб.), а также сфокусироваться на поддержке инвестпроектов по развитию автокомпонентной базы. Также поддержано развитие экспорта, продление действия субсидий на логистические затраты, расходы на сертификацию и адаптацию под внешние рынки. По совместным с автоконцернами расчетам, на экспортную поддержку потребуется от 13 млрд руб. в 2017 году и 16 млрд руб. в 2018 году.
Сходный анализ по авиатранспорту Минэкономики делало в середине 2015 года и сочло, что перенасыщение рынка приводит к хроническим убыткам авиакомпаний. Тогда министерство также предлагало не продолжать адресную господдержку, а позволить уйти с рынка компаниям с наибольшей долговой нагрузкой. Но последовавший уход с рынка «Трансаэро» не оправдал надежд: передел рынка привел к новому витку ценовых войн, рассказывали весной «Ъ» источники в министерстве (см. «Ъ» от 25 марта). О ситуации с господдержкой в авиапроме см. на стр. 9.