/Михаил Родионов, Аналитик НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ», интервью Марине Ермоленко, «РЖД-Партнер», 23.12.2015/ Ввод новых металлургических мощностей в мире в 2015 году снизился вдвое по сравнению с 2013 годом. По оценкам Worldsteel, сейчас в мире сосредоточено около 700 млн т в год избыточных сталеплавильных мощностей.
В одном лишь Китае избыток производства стали в 2015 году разные эксперты оценивают от 200 до 400 млн т. Власти КНР начали сокращать производство стали, но пока совершенно недостаточно: за 11 месяцев сокращение составило всего 2,2%. К тому же Китай пока готов торговать сталью в убыток — все равно это дешевле, чем закрывать заводы и помимо убытков иметь еще и социальную напряженность в стране. Именно поэтому власти и бизнес КНР не только расширяют убыточный экспорт, но и пытаются изобрести новые способы увеличения потребления стали. В частности, китайские металлурги практикуют выпуск «экономнолегированных» сталей, пользующихся налоговыми или таможенными льготами при экспорте из КНР.
В следующем году вряд ли стоит ожидать роста объемов производства и российских металлургических предприятий. Внутреннее потребление металлургической продукции в лучшем случае не превысит нынешнего уровня, а экспорт уже сейчас теряет привлекательность из-за постепенного исчерпания эффекта девальвации рубля на фоне продолжающегося падения цен на металлургическое сырье и сталь, драйвером которого являются как сокращение спроса, так и стремление «большой железорудной тройки» (Vale, BHP Billiton и Rio Tinto) максимально монополизировать мировой рынок.
Кстати, похожая ситуация наблюдается и на рынке нефти, где ближневосточные нефтепромышленники пытаются выдавить с рынка всех, даже потенциальных, конкурентов. На ситуацию влияет и нефтяной бизнес, развернутый запрещенной в РФ ИГИЛ, которая снабжает некачественным, но дешевым топливом целые регионы.
В мире по понятным причинам растет протекционистский настрой. Конечно, в первых кандидатах на антидемпинговые расследования по всему миру сейчас числятся китайские металлурги, но такие расследования касаются и других стран, в том числе и РФ.Таким образом, никто за рубежом особенно не жаждет пустить на свой рынок не только российский стальной прокат, но и коксующийся уголь, ферросплавы, металлолом. Это касается как продуктов низких переделов вроде стальной заготовки, арматуры, горячекатаных рулонов, так и продукции высоких переделов — проката с цинковым, полимерным, алюмоцинковым покрытием, а также таких высокотехнологичной продукции как электротехническая (трансформаторная) сталь.
Отгрузки отечественного проката на внутренний рынок РФ могли бы стабилизироваться за счет реализации инфраструктурных проектов, строительства жилых и коммерческих зданий, реконструкции трубопроводов, транспортных магистралей, развития машиностроения, но пока четких планов на этот счет нет, более того — идет сокращение всех, каких только можно, инвестиций. Поэтому ждать восстановления и даже стабилизации рынка преждевременно.
Что касается теоретически возможного увеличения доли экспорта стали из РФ, то дальнейшее увеличение доли экспорта в сегодняшних условиях, по моему мнению, может произойти не за счет роста его объемов, а пока лишь за счет сокращения внутренних отгрузок. В текущей ситуации экспортные отгрузки не станут драйвером роста производства, а в лучшем случае помогут его поддерживать (или несильно сокращать).
Все вышеперечисленное ставит металлургов буквально на грань выживания. Прибыль, если она есть, составляет единицы процентов, не более. Поэтому увеличение себестоимости металлургической продукции даже не на проценты, а на доли процента, в том числе за счет логистической составляющей, воспринимается крайне болезненно.
В такой ситуации повышение конкурентоспособности экспорта за счет снижения транспортной составляющей даже на 2-4% могло бы несколько облегчить жизнь российским сталеварам. Однако мы пока не знаем, что и как подорожает в перспективе. Например, у нас бензин имеет привычку дорожать на фоне падения цен на нефть.
С учетом этих соображений я бы не стал говорить о расширении возможностей для российской металлургии из-за снижения издержек на железнодорожную транспортировку продукции за счет отмены экспортной надбавки, потому что перевозка всех грузов, в том числе угля, руды и лома с 2016 года будет дороже на 9%.