Правительство все активнее опробует на бизнесе новые антикризисные меры, а именно принудительное перекрестное субсидирование одних отраслей другими. Металлурги, которые с учетом ориентации на экспорт чувствуют себя пока относительно неплохо, получили, по сути, ультиматум — либо поддержка машиностроения, либо введение экспортных пошлин в течение двух недель. По данным «Ъ», обсуждается и механизм «обратных квот», то есть минимального уровня внутренних поставок.
Вчера в ходе визита премьера Дмитрия Медведева в Воронеж глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что ожидает от металлургов решения по ценовой политике «на переходный период» в течение двух недель, иначе для них могут ввести экспортные пошлины «и ряд других инструментов». «Им это точно сегодня не на руку, а смотреть однобоко только на открывающиеся возможности сегодняшнего дня, когда экспорт более выгоден, чем российский рынок, я считаю, неправильная позиция»,— сказал министр, которого цитирует «Интерфакс». Источники «Ъ» среди металлургов говорят, что по итогам обсуждения темы в прошлую пятницу у главы департамента специального и транспортного машиностроения Минпромторга Александра Морозова уже было дано поручение «представить договоренности» 17 февраля, но «так жестко вопрос не стоял» (министр экономики Алексей Улюкаев вчера уточнил, что пока решения о введении экспортных пошлин для металлургов нет).
Первыми на резкий рост стоимости металла еще в ноябре 2014 года пожаловались вагоностроители, затем нефтяники и автоконцерны. С последними металлурги работают в основном по контрактам с формулой цены, с вагоностроителями — по коротким контрактам и на споте, с нефтяниками — по тендерам. Рост отпускных цен на январь—февраль в среднем на 25-30% металлурги объясняют выросшими затратами из-за девальвации рубля и выравниванием их до экспортного паритета.
Проблема роста внутренних цен вслед за внешними в экспортно ориентированных отраслях стоит не только в металлургии. С 1 февраля начала действовать экспортная пошлина на зерно, призванная снизить внутренние цены и ликвидировать его дефицит в России; пока теоретическая угроза роста пошлин появилась на рынке бензина. Но в отношении металлургов угроза ограничения экспорта впервые применена прямо и открыто как антикризисный инструмент в форме, по сути, перекрестного субсидирования. Идея не нова, но переговоры затянулись — и давление стало жестким. Производители удобрений, которым грозит похожий сценарий, оказались более сговорчивыми и сыграли на опережение, еще в минувшем декабре объявив о скидках для внутренних сельхозпроизводителей.
Мнения участников рынка о том, насколько серьезны планы Минпромторга, разделились: большинство по-прежнему надеется, что это «фигура речи», но есть и те, кто считает угрозу реальной. Источник «Ъ» в одной из компаний отмечает, что может быть применен и другой механизм — «квоты наоборот», то есть обязательство продавать определенный минимальный объем продукции в России. По словам источников «Ъ», близких к металлургам, потребители просят зафиксировать цены на уровне «до ноября—декабря 2014 года», но «это нереально из-за выросших затрат». В «Северстали» заверили, что компания «старается достичь взаимовыгодных договоренностей с клиентами». В ММК и НЛМК отказались от комментариев, но подчеркнули, что до половины объемов российской стали «традиционно экспортируется».
Автоконцерны также предпочитают сохранять молчание, но неофициально говорят, что цена металла с конца 2014 года увеличилась на 25-30% и есть угроза взлета к маю на 50%. Участники рынка готовы согласиться с ростом не более чем на 10%. «Мы поняли бы рыночную индексацию цен, которая позволит выйти хотя бы на нулевую рентабельность, но текущие предложения металлургов критичны — 30-40% роста к уровню конца прошлого года, что почти равнозначно остановке»,— говорит заместитель гендиректора НПК «Уралвагонзавод» Андрей Шленский. Впрочем, теперь обе стороны дискуссии признают, что не хотят «доводить дело до пошлин».
Олег Петропавловский из БКС отмечает, что введение пошлин только на сталеваров «несправедливо» — тогда нужно проходить по всей цепочке поставщиков, включая легирующие материалы. Но, добавляет аналитик, даже в случае введения пошлин у металлургов останется лазейка, связанная с номенклатурой: для обхода ограничений будет достаточно незначительно изменить состав продукции.
Анатолий Джумайло, Егор Попов, Анна Зиброва