Skip to content

Металлургам подложат свинью









Покупайте руду зарубежом


 


По результатам 2006 г. ожидаемый объем экспорта украинского металла составит 28,7 млн. т, что существенно выше 2005 г. Прирост ожидается на уровне 3,2 млн. т. При этом 44% экспортируемого металла составляет полуфабрикат. По данным «Укрпромвнешэкспертизы», в этом году значительно изменилась географическая структура экспорта. Появление Китая на рынке Азии негативно отразилось на положении Украины. Только за 9 месяцев украинские металлопроизводители «потеряли» на этом рынке 1,8 млн. т проката по сравнению с 2005 г.


 


При этом Украина улучшила свое положение на рынке Северной Америки (больше, чем в 2005 г. на 1,5 млн. т) и в странах ЕС (плюс 900 тыс. т) опять-таки за счет полуфабрикатов. 2007-й год, по прогнозам «Укрпромвнешэкспертизы», для украинских производителей металлопродукции будет значительно сложнее нынешнего.


 


«Реалии уходящего года таковы, что I полугодие украинские метпредприятия отработали плохо, но в третьем квартале и в последние месяцы года ситуацию поправили», — сказал гендиректор «Металлургпрома» Василий Харахулах. Сейчас же металлурги близки к достижению запланированных цифр в своих программах. По году производство чугуна ожидается в объеме 32,7 млн. т (прогноз был 33 млн. т).


 


Напомним, что в 2007 г. отечественные метпредприятия планируют произвести 35,5 млн. т чугуна, прирост составит 7,4% по сравнению с 2006 г. «Логичность намеченных планов подкрепляется вводов в эксплуатацию новых и капитально отремонтированных доменных печей, в первую очередь, на Макеевском, Алчевском, Донецком и Енакиевском метпредприятиях», — отметил Харахулах.


 


В 2007 г. потребность в металлургическом сырье увеличится более чем на 4 млн. т по сравнению с текущим годом. По мнению гендиректора, в основном возрастет потребность в подготовленном сырье, и, прежде всего, в окатышах. «На протяжении длительного времени Макеевский метзавод, ММК им. Ильича не получают оговоренные объемы агломерата с Южного ГОКа. В следующем году «Макеевка» планирует увеличение производства чугуна, поэтому проблема с сырьем у предприятия еще больше обострится», — прогнозирует Харахулах.


 


«При этом следует учесть, — сказал Харахулах, — что необходимый всем агломерат ЮГОКа будет направляться, прежде всего, предприятиям входящим одну финансово-промышленную группу или структуры близкие ей. Поэтому у Донецкого метзавода, который вводит новые мощности по производству чугуна, и у ММК им. Ильича сложится не простое положение с сырьем».


 


Сейчас мощности аглофабрики ММК им. Ильича, где можно произвести недостающий агломерат, используются не полностью. Но для его производства предприятию необходимо закупить не менее 1,2 млн. т концентрата. В такой ситуации, по мнению гендиректора «Металлургпрома», ММК им. Ильича и Донецкий МК могли бы заключить совместный договор о покупке ЖРК за рубежом и загрузить им свои мощности.


 


Сырьевые проблемы


 


По итогам 11 месяцев в горно-рудной отрасли отмечается рост производства по всем видам продукции, кроме железорудного концентрата, выпуск которого снизился на 5,8% — до 20,8 тыс. т. По мнению первого заместителя гендиректора Ассоциации «Укррудпром» Юрия Путри, на сокращение производства товарного концентрата повлиял ряд причин. «К примеру, ИнГОК сократил производство ЖРК на 500 тыс. т по причине невостребованности на внутреннем рынке, а основном, со стороны ММК им. Ильича», — отмечает эксперт, «забывая» напомнить о ноябрьском конфликте рударей и металлргов.


 


За 11 месяцев предприятия «Укрудпрома» поставили на внутренний рынок 37,5 млн. т продукции, что на 3,3 млн. т больше, чем в 2005 г. В 2007 г. также планируется прирост производства. На складах горнодобывающих предприятий остатки готовой продукции сократились на 122 тыс. т – до 1,68 млн. т. В ноябре металлургические предприятия нарастили запасы ЖРС на своих складах до 205 тыс. т.


 


Как отметил на балансовом совещании главный инженер «Укркокса» Владимир Сидогин, для производства запланированного объема чугуна в 2007 г. нужно будет импортировать 11,5 млн. т угольных концентратов для выпуска металлургического кокса.


 


«Для производства кокса нужны угли различных марок. И если марка «Г» обеспечивается в основном украинским углем (дополнительно завезти потребуется всего 339 тыс. т), то углей других марок нужно импортировать свыше 10 млн. т, поскольку некоторых из них в Украине почти нет. За 11 месяцев КХЗ получили от украинских угольщиков на 1 млн. т меньше запланированных угольных концентратов. Такая тенденция сохранится и в 2007 г.», — констатирует эксперт.


 


«Приобретение необходимых углей только в России – весьма проблематично, — считает Сидогин, — поскольку планы российских металлургов на 2007 г. также увеличиваются, а значит, нам предложат сырье по остаточному принципу, что приведет к снижению качества кокса. Поэтому Украине нужно активнее разворачивать работу по модернизации портов, чтобы заводить нужные марки угля из дальнего зарубежья».


 


В настоящее время производственные мощности большинства украинских КХЗ недогружены. Только Баглейский, Днепродзержинский и Днепропетровский КХЗ могут произвести в месяц 240 тыс. т, хотя в ноябре выпустили только 100 тыс. т. «На «Баглейкоксе» одна батарея стоит разогретая, но она не задействована», — констатировал главный инженер.


 


Чтобы решить данную проблему, «Укркокс» призвал ММК им. Ильича закупать сырье на денпропетровских коксохимах. «Возьмите хотя бы 50 тыс. т в январе-начале февраля, чтобы помочь им пережить зиму», — сказал Сидогин. В свою очередь, представитель мариупольского предприятия сообщил, что с января 2007 г. комбинат будет завозить кокс с Алтая и таким образом перестанет зависеть от собственников украинских КХЗ.


 


При этом сегодня не некоторых отечественных коксохимах отмечено перепроизводство кокса. «Если такая ситуация сохранится и в дальнейшем, то в 2007 г. этот объем сверхнормативного кокса может достичь 720-730 тыс. т. В январе метпредприятия Украины будут обеспечены коксом в заявленных объемах», — заверил Сидогин.


 


В 2007 г. украинские метпредприятия запланировали производство стали на уровне 42,5 млн. т, что потребует 8,7 млн. т металлолома. При этом «Укрвтормет» может поставить не более 7,6 млн. т, в том числе 900 тыс. т – на экспорт. «Таким образом, минимально обозначенный дефицит составит порядка 2 млн. т лома, — отметил Харахулах. — При этом если 33% произведенной в текущем году стали будет разлито на МНЛЗ, то отходы в виде оборотного лома сократятся как минимум еще на 10%». По прогнозам «Металлургпрома», объем оборотного лома в 2007 г. уменьшится в целом на 1,5-2 млн. т. Таким образом, общий дефицит металлолома достигнет 3-3,7 млн. т.


 


«В работе ломозаготовителей в 2006 г. отмечены две негативные тенденции, — сообщил президент «УАВтормет» Валентин Куличенко. — Первая связана с сокращение объемов заготовки лома, вторая – с неплатежами метпредприятий за поставленное сырье». Долги за поставку лома ряда метпредприятий достаточно высоки, и Куличенко обратился с просьбой погасить их до конца текущего года. При этом эксперт не назвал ни предприятия и размеры долгов. Но при этом на 2007 г. ломозаготовители планируют прирост заготовки лома.


 


Сейчас на метпредприятиях поднакопили на своих складах около 400 тыс. т лома, что составляет месячную потребность в этом сырье. Куличенко обратился к руководителям метпредприятий с просьбой, несмотря на имеющиеся запасы не ограничивать прием лома, поскольку в январе из-за предстоящих морозов и отсутствии заготовки в связи с новогодними праздниками его поставки могут стать проблематичными.


 


В текущем году значительно выросли объемы хищения ломопродукции на железной дороге. Этот теневой бизнес приобрел организованный характер. Он оснащен техникой, имеет мобильные бригады, в особенности в районе Пятихаток, Дебальцево. Куличенко вынужден был обратиться к премьер-министру за содействием в этом вопросе, что имело положительные последствия. «Приняты действенные меры, в частности, заменен руководящий состав милиции на узловых станциях. Ситуация начала меняться к лучшему, объемы хищений снижаться», — отметил президент «УАВтормет».


 


Намерения «Укрвтормета» по освобождению операции с отходами и ломом черных и цветных металлов от НДС наконец увенчались успехом. По сообщению Куличенко, 13 декабря президент Украины подписал законодательный акт №2481, которым помимо металлолома, правительство с января 2007 г. намерено освободить от НДС и продукты его первичной переработки.


 


«Это приведет к тому, что объем реализации лома в 2007 г. составит по плану 9,640 млрд. грн. НДС в этой части должен составить 1,6 млрд. грн. Эта сумма снимается с налогообложения и должна способствовать удешевлению продукции как со стороны ломозаготовителей, так и со стороны металлургов, — пояснил Куличенко, — что будет способствовать совершенствованию взаиморасчетов и позволит основательно изменить взаимоотношения».


 


Руководитель «УАВтормет» призвал металлургов отработать совместную схему дальнейшей деятельности во избежание возможных потерь на стадии перехода к новым условиям совместной работы, которая изложена в специальном обращении ассоциации к руководителям и собственникам метпредприятий. По решению собрания эта схема будет изучена на местах и до 20 декабря представлена в «Металлургпром» и «УАВтормет».


 


Все против «Укрзализныци»


 


С 1 января 2007 г. Минтранссвязи вводит новые тарифы на грузоперевозки. Как сообщил Харахулах, в среднем новый тариф будет на 25% выше ныне действующего, при этом на внутренних перевозках тариф возрастет до 42%, на экспортных – на 19%. По мнению эксперта, поскольку метпредприятия, как потребители, оплачивают ж/д перевозки, это отрицательно скажется на экономической деятельности отрасли.


 


В письме Минтранса сообщается, что таким образом будет обеспечен баланс интересов грузовладельцев и железных дорог; введение новых тарифов будет способствовать развитию конкуренции на рынке ж/д перевозок; в соответствии с действующим законодательством по ценообразованию на услуги объектов естественных монополий. Желдортранс, при условии ведения новых тарифов, в 2007 г. сможет направить в госбюджет $468 млн. прибыли.


 


Такие заявления железнодорожников, по мнению Харахулаха, не учитывают, что повышение тарифов на 25% приведет к удорожанию металлопродукции на 2-2,5 млрд. грн., т.е. на эту сумму сократятся финансовые результаты только предприятий металлургии. А в бюджет от отрасли не поступит на 600 млн. грн. По этому вопросу «Металлургпром» намерен отстаивать интересы не только своей отрасли, но и государства в целом, и в правительстве, и в Верховной Раде.


 


«Горнорудные предприятия по прежнему страдают от неудовлетворительного обеспечения вагонами, — констатировал Путря. — Только в ноябре отсутствие заказанного количества подвижного состава обернулась недопоставками по экспортным заказам в объеме 280 тыс. т ЖРС».


 


Напомним, что ранее велись разговоры о введении тарифного соглашения, а сейчас предлагается одностороннее повышение тарифов. «В таком случае в 2007 г. только по экспортным перевозкам горнорудные предприятия потеряют свыше 200 млн. грн. Кроме того, ежегодные обещания по увеличению вагонного парка «Укрзализныця» по-прежнему не выполняет», — констатирует эксперт. По мнению Путри, представители ГМК должны настаивать на создании национальной комиссии по вопросу монополии, в которую должны войти представители всех отраслей.








Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...