В настоящее время Россия занимает четвертое место в мире по объему производства стали (после Китая, Японии и США) и первое по ее экспорту
Статистика
По данным Госкомстата, объем производства стали в Российской Федерации в 2003 г. составил 61,3 млн. т., что превысило данный показатель за 2002 г. на 5%. Рост внутреннего потребления стали (который в 2003 г. составил 11%) вследствие высоких темпов экономического роста, как и стремительный рост на азиатских рынках и нормализация мировой экономики в целом, способствовал развитию российской черной металлургии.
Металлургический комплекс России состоит из более чем 3 тыс. предприятий и организаций, а доля металлургии в общем объеме производства составляет 13%. Данная отрасль обеспечивает около 14% всех налоговых поступлений промышленного сектора, а также более 22% валютной выручки страны. По данным Международного союза металлургов за март 2004 г., на добычу и обогащение черных и цветных металлов расходуется 15% потребляемого в стране топлива и 35% электроэнергии.
Внутреннее потребление металла выросло во многом благодаря таким секторам, как машиностроение, строительство, а также спро-су на трубы со стороны нефтегазовых компаний (производство труб в 2003 г. составило 6,1 млн. т, что на 18,2% выше, чем в 2002 г.). Крупнейшим азиатским импортером стали остается Китай, растущее потребление которого, несмотря на собственное крупное производство, стимулирует благоприятную конъюнктуру мирового рынка.
В настоящее время лидерами российского рынка являются четыре крупных холдинга: «Евразхолдинг» (доля общего производства — 22%), Магнитогорский металлургический комбинат (18%), «Северсталь» (16%) и Ново-Липецкий металлургический комбинат (14%).
Цены
Себестоимость конечного продукта формируется за счет затрат на сырье, энергоносители, оплату труда и транспортировку.
Затраты на сырье составляют около 50% операционных расходов. В прошлом году рост цен на сырье (железную руду и уголь) в среднем на 20-30% был одной из главных причин роста общих расходов сталелитейщиков. Этому способствовал возросший спрос как на мировом, так и на внутреннем рынках. Для обеспечения собственных нужд российские производители начали приобретать горнодобывающие предприятия. В 2004 г. рост цен на железную руду и коксующийся уголь будет продолжаться. В целом, складывается ситуация, благоприятная для экспорта сырья.
Электроэнергия составляет в среднем 10% от производственных затрат. Низкие цены на энергоносители — одно из главных конкурентных преимуществ российских металлургов. Неудивительно, что такие крупные производители, как ММК, НЛМК и «Северсталь» развивают собственную выработку электроэнергии для нужд своего производства, а также с целью обезопасить себя от роста цен, возможного в результате реформы энергетики.
Оплата труда также составляет около 10% от общей суммы затрат. Средняя месячная заработная плата работников отрасли — 300-400 долл., что значительно меньше, чем на западных предприятиях, но число работников на российских предприятиях в два-три раза выше. Производительность труда у отечественных металлургов ниже, иногда в разы, чем у ведущих в этой отрасли стран. В связи с этим стоит ожидать постепенного сокращения штата своих компаний крупными производителями.
Неуклонный рост цен в течение 2003 г. вызвал массу нареканий со стороны российских потребителей — из сферы строительства, машиностроения, трубной промышленности. Так, цены на горячекатаный прокат (один из основных видов продукции черной металлургии) выросли с начала этого года с 380 до 470 долл. за тонну (т. е. на 25%). Торгово-промышленная палата РФ уже выступила с инициативой о необходимости запретить металлургам повышать цены больше, чем на 5% в месяц, и о запрете экспорта с рентабельностью меньше, чем у внутренних поставок. Представители бизнеса совместно с депутатами обратились к премьер-министру с просьбой использовать механизмы государственного регулирования, чтобы остановить рост цен на металл. Их оппонентом выступает Минэкономразвития РФ, которое оправдывает рост цен конъюнктурой на мировых рынках. Однако, на наш взгляд, государственное регулирование цен в одной отрасли потребует применения того же, не рыночного по сути, принципа и в других, смежных, отраслях, что будет способствовать возвращению России к плановой экономике советских времен. Готово ли Правительство пойти на это?
Один из рыночных способов избежать резких скачков цен — заключение долгосрочных контрактов как с промышленными потребителями, так и с поставщиками сырья. Но возможно ли рассчитать цену на производимую продукцию при непредсказуемости цен на энергоносители, сырье и транспортные расходы? В настоящее время крупные российские металлургические компании уже обзавелись собственными источниками сырья для выплавки стали и угольными шахтами, а «Евразхолдинг», кроме того, является владельцем около 3% РАО ЕЭС. Стремление к вертикальной интеграции говорит о желании крупных производителей иметь возможность долгосрочного планирования, сокращать свои издержки и обезопасить себя от ценовой нестабильности на рынке.
Экспорт
Суммарный объем экспорта продукции черной металлургии в 2003 г. составил 10,6 млрд. долл., что на 30% выше, чем в 2002 г. В целом же экспорт сохраняется на уровне 50% от общего объема производства и, судя по всему, останется на этом уровне в течение ближайших нескольких лет.
Последние два года характеризуются неуклонным ростом как внутренних, так и мировых цен на сталь, а вместе с низким уровнем производственных издержек это является основным фактором роста прибыли российских производителей. Российская сталь — едва ли не самая дешевая по себестоимости благодаря избытку квалифицированной рабочей силы, низким ценам на газ и электроэнергию, собственным запасам руды и мощной производственной базе, построенной еще в советские времена. Из-за высоких затрат металлургические компании в развитых странах переключились на выпуск более дорогостоящей продукции, поэтому их выручка на тонну реализованной продукции составляет 500-600 долл., тогда как в России — около 200 долл. Несмотря на более высокую выручку, металлургическим предприятиям развитых стран едва удается возмещать свои производственные затраты, а потому показатели их рентабельности стабильно низкие. Для сравнения: в 2003 г. рентабельность «Северстали» составляет 18%, НЛМК — 29%, «Евразхолдинга» — 14%, тогда как у крупнейших мировых металлургических компаний уровень рентабельности в разы ниже, а зачастую и просто отрицательный (14% у Posco (Корея), -4,29% у US Steel).
Но эти конкурентные преимущества стали помехой для проникновения российских производителей на западные рынки: по данным Минэкономразвития, из-за антидемпинговых пошлин Россия теряет в Европе около 250 млн. долл. в год. Повышенные тарифы, введенные крупнейшими импортерами для защиты внутреннего рынка, заставили российских производителей отправлять на экспорт самую дешевую продукцию с низкой добавленной стоимостью, на которую не влияют квоты и пошлины, а дорогую продукцию реализовывать на внутреннем рынке. Протекционистские меры, введенные в США и в странах Евросоюза, привели к переориентации российского экспорта на азиатские рынки: Китай, Южную Корею и Малайзию.
В долгосрочной перспективе возможно сокращение экспортных объемов благодаря двум причинам: повышению внутреннего производства крупнейшими импортерами (например, Китаем, который потребляет 16% российского экспорта), а также тому, что российские предприятия получают большую выручку на тонну продукции на отечественном рынке. По многим видам черного металлопроката цены российского рынка превысили экспортные и мировые.
Тем не менее, ситуация может измениться. В конце апреля французский министр финансов предложил отменить квоты и действие некоторых антидемпинговых мер на импорт стали из России, Украины и Казахстана. Причина проста: высокие цены душат местных производителей, тогда как снятие ограничений на импорт дешевой стали «с Востока» позволит, если не добиться их снижения, то хотя бы остановить их рост. По соглашению с Европейским Союзом, квота на экспорт российской стали в Европу на 2004 г. составляет 1,38 млн. т и будет увеличена в связи с расширением ЕС еще на 438 тыс. т. Но инициатива французского министра немного запоздала: переориентация российского экспорта на азиатские рынки уже произошла, и даже отпущенные Евросоюзом квоты не используются в полной мере.
Экспансия на Запад
Новая тенденция прошедшего года — активные действия российских компаний черной металлургии за рубежом по приобретению производственных активов, как в Европе, так и в США: покупка «Северсталью» Rouge Steel за 285 млн. долл. и приобретение компанией «Мечел» двух европейских производителей: Zeljezata (Хорватия) и SCIndustria Sarmei (Румыния) за 8 и 27 млн. евро соответственно.
Однако новые владельцы этих активов не объявили пока четко о своих планах в отношении своих приобретений, что делает неясными эти перспективы. Одно можно сказать точно — растущий спрос на азиатских рынках делает для западных производителей экспорт более выгодным, благодаря чему растет неудовлетворенный спрос на внутренних рынках. Возможно, этим и хотят воспользоваться российские металлурги, ведь заградительные меры не позволяют российским производителям напрямую экспортировать свой товар в эти страны.
Прогнозы
Проблемы отрасли достаточно традиционны для России в целом. Главная из них — состояние основных фондов. Их износ в среднем по отрасли достигает 65%. При этом лишь 20% существующего оборудования металлозаводов соответствует современным мировым стандартам, а 35% устарело и уже не подлежит модернизации. Это один из аргументов зарубежных обвинений российской черной металлургии в экспортном сбыте нестандартной продукции.
Высокие цены на металл позволяют его производителям выделять средства на развитие основных фондов. Так, например, инвестиции НЛМК в производство в 2000-2003 гг. состави-ли 620 млн. долл., а «Еврозхолдинг» в этом году планирует на те же нужды потратить 300- 350 млн. долл.
Несомненно, учитывая циклический характер колебания цен в металлургии, стоит ожидать их естественного снижения к концу года, однако обвал маловероятен: все факторы, обуславливающие их недавний рост, такие, как дефицит коксующегося угля и железной руды, рост транспортных тарифов и ослабление доллара, пока остаются в силе. В случае дальнейшего роста внутренних цен на сталь, импорт стали, особенно из Украины и Казахстана, где производственные издержки так же низки, как и в России, может составить серьезную конкуренцию. Пока же импорт из этих стран сдерживается высоким уровнем цен на транспортировку в России. Но, несмотря на высокие цены, рост потребления стали в России опережает рост ее производства, что дает нам возможность с уверенностью говорить о том, что спрос на этот продукт останется высоким.
http://www.ruseconomy.ru