Одна из крупнейших российских горнодобывающих, металлургических и энергетических компаний «Мечел» намерена выстроить логистику экспортных поставок продукции на базе собственных портовых мощностей. Ключевая задача состоит в наращивании пропускной способности морских терминалов «Мечела» на Дальнем Востоке, имеются и планы по развитию терминала в порту Темрюк.
Логистика с Дальним прицелом
Компания «Мечел», которая занимается разработкой крупных угольных месторождений, испытывает дефицит собственных портовых экспортных мощностей на Дальнем Востоке, откуда уголь экспортируется в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, являющегося ключевым рынком сбыта. В настоящее время компания вынуждена частично пользоваться услугами сторонних операторов морских терминалов.
В то же время, на Дальнем Востоке «Мечел» обладает собственным угольным терминалом в морском порту Посьет («Торговый порт Посьет»). Его «паспортная» пропускная способность составляет 2,5 млн тонн угля в год, однако «Мечел-Трансу» (собственной транспортной компании «Мечела») удалось добиться годового грузооборота в более чем 4 млн тонн в год за счет оптимизации логистики. В настоящее время терминал может принимать одновременно 2 судна типоразмера Handysize и сравнительно небольшое судно грузоподъемностью 5 тыс. тонн.
Дальнейший рост пропускной способности терминала возможен только за счет оборудования дополнительного причала под суда типоразмера Panamax. Как рассказал ИАА «ПортНьюс» директор по морским и речным перевозкам и перевалке в портах УК «Мечел-Транс», член совета директоров «Торгового порта Посьет» Дмитрий Делицын, проектом модернизации терминала предусмотрено увеличение пропускной способности более чем в 2 раза – до 9 млн тонн в год. Модернизацию планируется завершить осенью 2012 года. По мнению Дмитрия Делицына, пропускная способность железной дороги достаточна для обеспечения такого грузопотока, даже с учетом возможного роста нагрузки на ветку в связи с планами по транспортировке грузов между Россией и северокорейским портом Раджин (организации транзитных перевозок через порт Раджин с выходом на Транссибирскую магистраль).
В рамках модернизации терминала в Посьете планируется обеспечить возможность захода на него судов типоразмера Panamaх, для чего инвестор планирует за собственный счет произвести дноуглубление канала. В настоящее время ожидается согласование проекта дноуглубления с точки зрения обеспечения безопасности экологии. Предполагается и создание соответствующего причала.
Кроме того, в порту уже установлен вагоноопрокидывтель, тепляк, обеспечена возможность автоматической перестановки вагонов. В настоящее время терминал способен обеспечивать выгрузку до 300 вагонов в сутки, после проведения модернизации этот показатель вырастет.
Уголь на терминал приходит от предприятий «Мечела» (прежде всего ХК «Якутуголь»), в том числе с Эльгинского месторождения, а также южного Кузбасса. После строительства нового угольного терминала в порту Ванино, уголь с Эльгинского месторождения будет переориентирован на него.
Строительство терминала в порту Ванино является вторым после модернизации «Посьета» приоритетным транспортным проектом «Мечела». В настоящее время уже подготовлен проект терминала, который расположится напротив терминала другой угольной компании — СУЭК, в бухте Мучке. Преимуществом данного места является наличие значительных глубин, обеспечивающих возможность захода судов с осадкой до 25 м (грузоподъемностью 160-170 тыс. тонн). Предполагается, что к 2020 году грузооборот терминала в бухте Мучке составит 25 млн тонн угля в год, который будет поступать с Эльгинского месторождения по Транссибу. Соответствующая пропускная способность железной дороги будет обеспечена благодаря завершению реконструкции Кузнецовского тоннеля.
Кроме того, у «Мечела» имеется собственный вагонный парк, также привлекается парк «Трансгаранта».
Таким образом, со строительством и развитием собственных стивидорных мощностей на Дальнем Востоке компания практически полностью замкнет на себя логистику экспорта угля.
Между тем, планы развития портовой инфрасруктуры на Дальнем Востоке наталкиваются на дефицит кадров, особенно это касается рабочих специальностей. Население российского Дальнего Востока относительно невелико и к тому же рассредоточено по огромной территории. Конечно, рядом расположен Китай с его неограниченным кадровым ресурсом, но вряд ли массовое привлечение иностранной рабочей силы является политически и социально приемлемым выходом из положения. В связи с этим крупные инвесторы рассматривают возможность организации учебных курсов в сотрудничестве с имеющимися в регионе учебными заведениями. Также остается надеяться, что созданное новое министерство по развитию Дальнего Востока уделит должное внимание теме подготовки и удержания квалицифицированных кадров в этой части страны, в том числе и для транспортной отрасли.
Имеются у «Мечела» и планы развития морского терминала в порту Темрюк ООО «Порт Мечел – Темрюк», через который переваливаются уголь, кокс, а также металлопрокат. Сегодня через данный терминал, в том числе, реализуются импортные поставки коксующегося угля американской угольной компании «Мечел Блустоун». Кроме того, через «Мечел-Темрюк» группа ведет экспорт энергетического угля из Кузбасса. Сырьё в основном реализуется в Европе и Турции, где у «Мечела» также есть активы.
В настоящее время на терминале работает 2 причала (№5 и №6). Программа развития предусматривает обустройство пункта пропуска и запуск дополнительных причалов. По прогнозу, его грузооборот за 2012 год составит 1,8 млн тонн.
Отметим, что стремление замкнуть на себя всю логистику является четко прослеживаемой тенденцией в политике крупных сырьевых компаний-экспортеров в России. Здесь можно вспомнить и «Норильский Никель», отказывающийся даже от услуг атомных ледоколов на Северном морском пути за счет строительства собственных ледокольных судов, а также эксплуатирующий собственный порт Дудинка, и недавний запуск морского терминала «Еврохима» и «Роснефти» в порту Туапсе, «Транснефти» и Gunvor – в Усть-Луге и т. д. Очевидно, это объясняется стремлением к обеспечению стабильности экспортных отгрузок.