/Rusmet.ru, Виктор Тарнавский/ Мировой рынок длинномерного проката находится в состоянии длительной депрессии, которая, судя по всему, захватит и большую часть 2010 года. Из-за низкого спроса мини-заводы вынуждены ограничивать объемы выпуска, соответственно, сокращается и спрос на металлолом. Снизилась потребность в этом сырье и у оснащенных доменными печами интегрированных меткомбинатов, использующих металлолом в шихте. В начале декабря информационное агентство Reuters приводило оценку компании Sims Metal Management – крупнейшего торговца ломом в мире, согласно которой глобальный спрос на этот материал, составлявший в 2008 году около 475 млн. т, в 2009-м опустится до менее 400 млн. т.
Тем не менее, в последние несколько недель цены на лом на мировом рынке растут – вопреки ярко выраженному нежеланию потребителей в Турции, Китае, странах Восточной Азии переплачивать за этот материал, увеличивающиеся затраты на который очень тяжело перенести на стоимость готового проката. В конце прошлой недели турецкие компании получали от американских трейдеров предложения на покупку лома HMS № 1&2 (80:20) по $315-320 за т CFR, а стоимость российского, румынского и западноевропейского материала могла превышать $310 за т CFR. В Китае котировки на американский лом находятся между $330 и $340 за т CFR, а Тайвань, Вьетнам и другие страны Дальнего Востока приобретают данный материал по $310-320 за т CFR. По сравнению с концом ноября цены повсеместно поднялись на $10-15 за т.
Безусловно, одной из главных причин подорожания металлолома на мировом рынке стал рост цен на данный материал в странах-экспортерах – США и ЕС. Американские металлургические компании, в ноябре начав усиленные закупки, лома, спровоцировали увеличение его стоимости внутри страны на $40-80 за т за полтора месяца. В Европе заводам приходится сейчас платить за сырье на 20-30 евро за т дороже, чем в первой половине ноября. Соответственно, экспортеры сверяют свои предложения с уровнем внутренних цен.
Впрочем, все это говорит только об одном: металлолома не хватает, причем, его дефицит в ближайшие месяцы будет только обостряться. Нынешний рост происходит, между прочим, на довольно неблагоприятном фоне: ни в одной из крупных стран-импортеров спрос на лом не имеет ажиотажного характера, а объемы выплавки стали в западных странах, выступающих экспортерами данного материала, на 20-30% отстают от докризисных показателей. Стоит кому-либо из основных игроков расширить закупки, и металлолом резко пойдет вверх. Не исключено, что в феврале-марте, когда рынок лома переживает сезонный максимум, его стоимость в Средиземноморье превысит $350 за т CFR.
По оценкам Sims Metal Management, до 80% сборов старого лома в западных странах приходится на отслужившие свой срок автомобили и бытовую технику. Сейчас эти поступления сократились, поскольку в сложной финансовой ситуации потребители откладывают покупку дорогостоящих товаров. Программы стимулирования спроса на автомобили за счет субсидий сработали неплохо, но они уже завершены. Корпорации, со своей стороны, снизили затраты на ремонты и модернизацию, так что отправка в лом старого оборудования тоже уменьшилась. В общем, ситуация с заготовками лома улучшится, только когда западные страны (вернее, их население и бизнес) почувствуют, что выходят из кризиса, а это может случиться не скоро.
В то же время, потребность в металлоломе несмотря на неблагоприятную ситуацию на рынке длинномерного проката будет увеличиваться. В западных странах металлургические компании постепенно расширяют загрузку мощностей – этого требуют соображения рентабельности. В Китае растет выплавка стали, что при некоторой ограниченности внутренних источников будет способствовать усилению спроса на импортный лом.
Очевидно, не избежать дальнейшего подорожания металлолома российским и украинским металлургам. В обеих странах выплавка стали снова пошла в рост, причем, быстрее, чем восстанавливаются сборы лома. Пожалуй, не исключено, что в долгосрочном плане Россия и, особенно, Украина превратятся в его нетто-импортеров.
Средние цены на лом HMS № 1&2 на мировом рынке, $/т CFR