Источники на заводе и сторонние наблюдатели считают, что Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) скупила не менее 20% акций МСЗ. Представители УГМК это опровергают.
МСЗ — крупнейший в России производитель стрелочных переводов для железных дорог и метрополитена. Завод отгружает в адрес МПС 30% своей продукции, столько же поставляет на экспорт, а 40% — промышленным предприятиям и метрополитенам. По данным на август 2002 г. , 51,3% акций МСЗ принадлежало офшорным компаниям Atkins Trading Co. , Neocapital Investments Ltd. и Marlowe Management Inc. , 13,3% — ГУП «Горьковская железная дорога», 12% — гендиректору Александру Ларкину. В 2001 г. выручка завода составила 1,1 млрд руб. , чистая прибыль — 41 млн руб.
Председатель совета директоров МСЗ Александр Рощин рассказал «Ведомостям», что 4 ноября совет директоров назначил и. о. гендиректора завода Олега Маркова, ранее работавшего в московской компании «Транскор». Марков сменил на этом посту Александра Ларкина, который, по данным ФКЦБ на август 2002 г. , владел 12% акций завода. Приставку «и. о. » новый руководитель сохранит до 8 января (в этот день состоится внеочередное собрание акционеров, которое должно утвердить гендиректора).
Рощин отказался назвать инициаторов внеочередного собрания до тех пор, пока акционеры официально не оповещены о нем через местную заводскую газету. Однако помощник нового гендиректора Михаил Робустов сообщил агентству «Прайм-ТАСС», что новое назначение связано с покупкой контрольного пакета завода предприятиями Уральской горно-металлургической компании (УГМК). Впрочем, разговаривая с «Ведомостями», Робустов отказался от этих слов, заявив, что структура акционеров завода станет понятна только на январском собрании. Пресс-секретарь УГМК Евгений Соболев официально опроверг причастность структур холдинга к покупке стрелочного завода.
Источник в одной из компаний железнодорожного машиностроения рассказал «Ведомостям», что до недавнего времени МСЗ принадлежал менеджменту во главе с Ларкиным и дружественным ему компаниям. По данным собеседника, примерно месяц назад структуры УГМК приобрели у компаний, близких к руководству завода, более 20% акций МСЗ. То, что стрелками заинтересовались именно структуры УГМК, подтверждает топ-менеджер еще одной транспортной компании. Между тем Соболев из УГМК предполагает, что его компанию могли перепутать с ее партнером по ряду проектов — «Евразхолдингом», заводы которого делают рельсы для МПС и могли заинтересоваться заодно и стрелками. В «Евразхолдинге» опровергают причастность к покупке МСЗ.
Замруководителя пресс-службы МПС Валерий Зудин считает, что интерес крупных холдингов к железнодорожным активам в преддверии реформы МПС выглядит закономерным. «Но все наши заказы размещаются через тендер. А кроме Муромского, есть еще и Новосибирский стрелочный завод, входящий в структуру МПС. Оба завода получают заказов примерно поровну и конкурируют по цене и качеству», — говорит Зудин. В компании «Трансметаллснаб», которая торгует продукцией Новосибирского стрелочного завода, полагают, что рынка хватит на всех, и не боятся появления у МСЗ новых акционеров.