Вчера компания подписала с правительством Ленобласти меморандум о строительстве в регионе завода по производству тепловозных двигателей. Но GE вложит в проект $75 млн не раньше, чем заручится контрактом с МПС. Министерство же пока делает ставку на российских производителей.
В 2001 г. прибыль корпорации General Electric составила $14,1 млрд при выручке в $125,9 млрд. Согласно годовому отчету компании, в 2001 г. ее продажи локомотивов сократились на 21%.
По словам Дугласа Роквэлла, директора локомотивных проектов General Electric Transportation Systems, стоимость первой очереди завода составит $25 млн. Он сможет производить 200 дизелей в год. Если спрос на двигатели увеличится, говорит Роквэлл, то GE готова в течение пяти лет довести производство до 500 дизелей в год, вложив еще $50 млн.
Но строительство завода начнется лишь после того, как GE заключит договор с МПС на поставку 765 тепловозных двигателей. Такое количество двигателей нужно для обновления локомотивного парка тепловозов ТЭ-10. Программу их реконструкции МПС приняло в прошлом году. По словам Роквэлла, GE сейчас ведет переговоры с министерством.
Впрочем, в МПС скептически оценивают возможность соглашения с GE. По словам одного из чиновников МПС, пожелавшего остаться анонимным, специалисты министерства уже тестировали образцы дизелей, предложенных GE, но отдают предпочтение российским двигателям. «Конечно, если соотношение цены и качества будет хорошим, мы рассмотрим возможность закупки этих [американских] дизелей», — говорит источник.
Пока General Electric нет места в планах МПС. В ноябре 2002 г. министерство заключило соглашение о поставках тепловозов и дизельных двигателей для реконструкции локомотивного парка до 2010 г. с Коломенским заводом, который контролирует «Северстальтранс». Согласно договоренности, в 2003 г. завод должен поставить заказчику 30 тепловозов и 156 дизелей, а в 2010 г. поставки должны вырасти до 120 тепловозов и 600 дизелей. Сейчас Коломенский завод — единственный в России производитель пассажирских тепловозов, на базе которых планируется выпускать и грузовые локомотивы. «Планы General Electric не повлияют на развитие Коломенского завода: оно будет проходить в рамках утвержденных договоренностей с МПС», — говорит пресс-секретарь «Северстальтранса» Анна Вострухова.
Менеджер одного из производителей дизелей считает, что планы американцев могут быть связаны с экспортом двигателей. По его словам, в 2002 г. министерство купило около 130 дизелей у Коломенского завода» и 50 двигателей у Пензенского дизельного завода. «Скорее всего, General Electric собирается поставлять дизели из Ленобласти в другие страны», — полагает собеседник. Эту догадку подтверждает Борис Борисов, управляющий директор российского представительства GE Transportation Systems. Он говорит, что двигатели, произведенные в России, планируется также устанавливать на тепловозы, производимые в США.