Как стало известно «Ведомостям», Генпрокуратура подозревает компанию, консультировавшую правительство при разработке реформы МПС, в незаконном предпринимательстве. В возбужденном прокуратурой уголовном деле фигурирует компания «МиН Аудит», в которой работала заместителем гендиректора Анна Белова, ныне замминистра путей сообщения.
Хотя Белова пришла в МПС из консалтингового бизнеса при прежнем министре — Николае Аксененко, ее роль заключалась в разработке реформ, которые идут и при Геннадии Фадееве. Эти перемены, в результате которых МПС должно разделиться на собственно министерство и хозяйствующий субъект — ОАО «Российские железные дороги», — представляют собой настоящую революцию в отрасли. В результате действий прокуратуры нынешняя команда реформаторов может оказаться не у дел.
В конце прошлого года депутат-«яблочник» Алексей Мельников попросил генпрокурора Владимира Устинова проверить сразу несколько подозрений в адрес Анны Беловой. В частности, Мельников интересовался, продала ли Белова, перейдя на госслужбу, акции компании «Развитие бизнес-систем» (РБС) — генерального консультанта МПС. А заодно — уволилась ли она из «МиН Аудита», дочерней компании РБС. Мельников отказался рассказать «Ведомостям», откуда к нему поступили материалы о взаимоотношениях МПС и РБС. «У каждого свои источники», — сказал «яблочник».
Устинов 14 января направил Мельникову ответ, в котором отчасти успокоил депутата. Как выяснила прокуратура, 10 августа Белова продала акции, а 28 августа ушла из «МиН Аудита». Однако, сообщал генпрокурор, «по факту перечисления ЗАО «МиН Аудит» в рамках договора с МПС России от 14. 05. 2001 денежных средств фиктивным фирмам — ООО «Промышленные технологии» и ООО «Интерполимаш» — возбуждено уголовное дело по п. «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство). Производство предварительного расследования поручено прокурору г. Москвы».
Обвинение никому пока не предъявлено, но максимальный срок отсидки, который грозит обвиняемым по этой статье Уголовного кодекса, — пять лет.
По контракту от 14 мая 2001 г. , который упоминает в письме Мельникову Устинов, «МиН Аудит» должен за $204 000 провести «консультационное сопровождение внедрения Программы реформ железнодорожного транспорта, развития системы управления» и т. д. Копия контракта имеется в распоряжении «Ведомостей» (какие еще задачи поставило МПС перед своим консультантом — см. табл. ). Полученные по контракту средства консалтинговая фирма перечислила двум ООО, названным в письме Устинова. «Эти компании обналичили выручку, а руководство РБС не может нам ответить, куда они делись и почему не заплатили налоги», — говорит источник, близкий к следствию.
В РБС и не отрицают, что деньги были перечислены в «Промышленные технологии» и «Интерполимаш» и что теперь с представителями обеих фирм невозможно установить контакт. «Когда заключался этот контракт, наша компания только формировалась, — говорит один из акционеров РБС Андрей Максимов. — Поэтому мы были вынуждены быстро сформировать команду специалистов по такому сложному объекту, как МПС. И нам пришлось воспользоваться распространенной на консалтинговом рынке практикой — услугами этих двух компаний, которые специализируются на быстром формировании таких творческих коллективов. Они выступили как подрядчики, и мы закрыли с ними все отношения после приема работ. Куда они скрылись после этого, нам неизвестно, о чем мы и сообщили Генпрокуратуре».
Максимов признался, что «не помнит» фамилии руководителей и менеджеров ни одной из двух компаний, которые Устинов называет «фиктивными».
Получить комментарий у Анны Беловой вчера не удалось. А опрошенные «Ведомостями» участники консалтингового рынка ничего не слышали ни о «распространенной практике» обращения в некие специализированные компании по ускоренному формированию творческих коллективов, ни собственно о фирмах «Промышленные технологии» и «Интерполимаш». «По соображениям этики отказываясь комментировать конкретное уголовное дело, в котором фигурируют коллеги, могу рассказать про общепринятую практику, — говорит директор по стратегическому анализу ФБК Игорь Николаев. — Когда мы не справляемся с объемом работ по сложному объекту, мы просто берем на субподряд другие известные консалтинговые компании, с которыми у нас сложились партнерские отношения».