«Мы должны как можно скорее дать понять, что существуем отдельно от аудиторской компании. Сейчас это для нас более актуально, чем два-три месяца назад»,— заявил представитель KPMG Consulting Джон Шнейдавинд (John Schneidawind).
Строго говоря, компания формально уже давно работает независимо от аудиторской фирмы. Однако из-за кризиса, потрясшего аудиторское сообщество в связи со скандалом вокруг Arthur Andersen, KPMG Consulting, которая по договору с KPMG имеет право использовать этот брэнд вплоть до 2004 года, ускорила процесс «развода» и сейчас принимает предложения о новом имени как от собственных сотрудников, так и от профессиональных брэндинговых компаний.
Тесное соседство и, более того, родство аудиторских и консалтинговых отделений компаний «большой пятерки» (как и крупнейших российских аудиторско-консалтинговых фирм) давно вызывает споры в профессиональной среде. Действительно, может ли одно подразделение компании непредвзято провести аудит клиента, если до этого другое подразделение той же компании (пусть и формально независимое) проконсультировало того же клиента, допустим, по вопросам прозрачности корпоративных финансов? И наоборот, вправе ли одно подразделение фирмы предлагать клиенту весьма дорогие консалтинговые услуги после того, как другое подразделение той же фирмы провело аудит клиента, в ходе которого выявились все его больные места? Последний громкий скандал лишний раз подтвердил необходимость существования «китайской стены» между аудитом и консалтингом и ускорил процесс размежевания подразделений крупной фирмы.
KPMG в этом совсем не одинока. PricewaterhouseCoopers также намеревается уже весной отделить свою консалтинговую ветвь; Deloitte & Touche, no сообщению The Toronto Star, тоже думает о новом имени для консалтингового подразделения. По иронии судьбы, Andersen Consulting, одно из консалтинговых подразделений Andersen Worldwide (консультационные услуги в рамках этой структуры оказывает клиентам и Arthur Andersen), настояло на окончательном разводе с материнской фирмой еще летом 2000 года. Andersen добилась от своего подразделения выплаты примерно $1 млрд (в виде доходов по контрактам с клиентами) и настояла на смене его названия. С 1 января 2001 года Andersen Consulting сменила название на Accenture, потратив на его раскрутку еще $100 млн. Однако, как теперь выясняется, возможно, это была самая успешная из ее операций.