На минувшей неделе торговое министерство Китая объявило предварительные антидемпинговые и компенсационные пошлины на импорт электротехнической стали из России и США.
Для американских производителей AK Steel и ATI Allegheny Ludlum размер антидемпинговых тарифов составит от 10,7 до 25%, а компенсационных — 11,7-12%. В отношении российских поставщиков доказательств незаконного предоставления государственных субсидий найдено не было, а демпинговая маржа оценена в 4,6-25%, причем крупнейший производитель данной продукции — Новолипецкий металлургический комбинат — будет платить пошлину по минимальной ставке.
Независимые эксперты дружно считают, что введение пошлин — первый прецедент такого рода на китайском рынке стальной продукции — представляет собой “асимметричный ответ” китайцев на недавние решения американского Министерства торговли на ограничение импорта в США китайских нефтегазовых труб. В 2008 году объем поставок этой продукции составил почти 2 млн. тонн на сумму около 2,7 млрд. долларов. Этот вопрос, по-видимому, поднимался в ходе визита американского Президента Барака Обамы в Китай в ноябре. По крайней мере, после возвращения Обамы на родину Министерство торговли США пересмотрело ранее определенный размер компенсационных пошлин на китайские трубы, сократив их от 10,9-30,69% до 10,36-15,78%. Однако антидемпинговые пошлины, достигающие 99%, изменены не были, так что большинство китайских трубных компаний ныне отрезаны от американского рынка.
США, как известно, являются импортером, а не экспортером стальной продукции. Ориентированная электротехническая сталь, которая применяется для изготовления трансформаторов, генераторов и электромоторов, — одно из немногих исключений из этого правила. В 2008 году американцы поставили в Китай 59 тыс. тонн этой продукции на сумму 273 млн. долларов, заняв второе место после России с 73 тыс. тонн. В Китае ориентированную электросталь выпускают компании Wuhan Steel и Baosteel, но в 2010 году должны войти в строй еще две производственные линии на заводах компаний Valin Group и Angang, после чего потребности в этом материале будут, в основном, удовлетворяться за счет продукции национального производства.
Оказывая поддержку производителям дорогостоящей стальной продукции с высокой добавленной стоимостью, китайские власти одновременно принимают меры по ограничению выпуска ординарного проката. Министерство промышленности и информационных технологий КНР анонсировало новую программу, направленную на снижение объемов выплавки стали. В соответствии с ней предполагается закрыть все металлургические заводы, дающие менее 1 млн. тонн стали или 500 тыс. тонн проката в год, а также ввести жесткие требования по ресурсосбережению и охране окружающей среды. Предприятия, тратящие на тонну выплавленной стали больше
Правда, возникает предположение о том, что все эти меры были приурочены к конференции ООН по климату, которая сейчас проходит в Копенгагене и где обсуждаются вопросы по ограничению выбросов в атмосферу углекислого и других парниковых газов. При более внимательном рассмотрении программа китайского правительства производит впечатление декларации о намерениях, так как в ней не определены ни сроки, ни санкции для нарушителей. Закрытие же небольших и устаревших металлургических предприятий в Китае и так происходит — с переменным успехом.
Рост с переносом на январь
На мировом рынке стали продолжают расти цены. При этом большинство производителей достаточно оптимистично оценивают ближайшие перспективы, рассчитывая, что набранного импульса хватит, по крайней мере, на январь. Причиной подъема аналитики называют оживление спроса, в первую очередь, в Восточной Азии, США и Европе. Правда, инициативу здесь проявляют, прежде всего, дистрибуторы, пополняющие запасы, сократившиеся к концу года до многолетних минимумов. Пожалуй, еще более важную роль играет и подорожание сырья — уже состоявшееся, как это произошло на рынке металлолома, или ожидаемое, например, железной руды. Излишка предложения на мировом рынке стали тоже не наблюдается, что облегчает металлургам задачу повышения цен.
Нормализуется ситуация даже в Китае. По данным местной металлургической ассоциации CISA, в ноябре в стране было выплавлено только 49,4 млн. тонн стали по сравнению с 51,7 млн. тонн в предыдущем месяце. В агентстве Dow Jones насчитали вообще 47,3 млн. тонн. Впервые с июня этот показатель оказался ниже 50 млн. тонн.
На китайском внутреннем рынке ситуация неустойчивая, цены продолжают метания из стороны в сторону. По данным Mysteel, на спотовом рынке в последнее время прослеживаются недельные колебания: цены несколько возрастают в начале недели, а затем падают, примерно, на ту же величину в конце. В целом их уровень остается относительно постоянным.
В то же время китайские экспортеры начали поднимать котировки. Стоимость горячекатаных рулонов для Кореи указывается некоторыми поставщиками на уровне 550 долларов за тонну CFR с поставкой в феврале, хотя большинство компаний предлагают эту продукцию в странах Восточной Азии, АСЕАН и Индостана на уровне 515-530 долларов за тонну CFR. У производителей из других дальневосточных стран цены на аналогичную продукцию достигают 560 долларов за тонну CFR.
Практически такие же цены на горячий прокат наблюдаются и в других регионах, где китайские компании в последнее время практически не проявляют активности. В Европе и на Ближнем Востоке “экологическую нишу” китайцев занимают украинские компании, предлагающие горячекатаные рулоны за те же 515-535 долларов за тонну CFR. Российская продукция котируется в интервале 540-570 долларов за тонну CFR, но некоторые компании выставляют котировки на уровне 590 долларов за тонну CFR и более в феврале. В Европе внутренние цены у некоторых потребителей превзошли отметку 600 долларов за тонну EXW, а в США достижение этого рубежа ожидается в начале февраля.
На рынке длинномерного проката цены повышаются медленнее, причем их новый уровень не всегда принимается потребителями. Так, турецким компаниям, поднявшим котировки на арматуру до 485-490 долларов за тонну FOB в ответ на подорожание металлолома до 310-315 долларов за тонну CFR, а заготовок — до 435-450 долларов за тонну CFR, все еще предстоит получить согласие покупателей. Точно так же и увеличение стоимости арматуры на юге Европы до 360-370 евро за тонну EXW пока еще представляет собой по большому счету цену предложения. Строительная отрасль находится в депрессии в большинстве стран Европы, Средиземноморья и Персидского залива, спрос стабилизировался на низком уровне, так что добиться в этих условиях роста цен совсем не просто.
К переговорам приступить!
По мнению аналитиков, переговоры о ценах на железную руду в 2010-2011 финансовом году стартуют еще до конца декабря. По крайней мере, свои команды сформировали китайские металлурги, чьи интересы будет в этот раз представлять крупнейшая национальная сталелитейная корпорация Baosteel, и австралийская компания Rio Tinto, подыскавшая замену для своего главного переговорщика, арестованного китайскими властями в июле по подозрению в коррупции и шпионаже и до сих пор находящегося за решеткой.
В первую декаду декабря цены на железную руду на спотовом рынке, едва не сравнявшиеся в предыдущем месяце с августовскими рекордами, немного отступили. Стоимость индийского 63,5%-ного концентрата уменьшилась до около 98-99 долларов за тонну CIF. Тем не менее, аналитики не сомневаются в том, что переговоры будут очень сложными для потребителей и завершатся в конечном итоге повышением цен. Ранее специалисты прогнозировали рост на 10-25%, но сейчас “точка консенсуса” смещается к верхней границе этого интервала.
Происходит это прежде всего под влиянием быстрого расширения китайского импорта железорудного сырья (ЖРС). По предварительным данным, в ноябре объем закупок этого материала составил 51,1 млн. тонн, что более чем на 12% превышает результат предыдущего месяца. В целом же в январе-ноябре китайские компании приобрели за рубежом 565,9 млн. тонн руды, на 38% больше, чем за тот же период предыдущего года. Теперь уже очевидно, что в 2009 году китайский импорт превысит 600 млн. тонн. Если в 2010 году китайцы не сократят закупки, а в Европе и Восточной Азии металлургическая отрасль начнет восстанавливаться после спада, на рынке руды может возникнуть дефицит.
Кроме того, переговоры о ценах будут проходить на фоне создания железорудного совместного предприятия компаний Rio Tinto и BHP Billiton. В начале декабря, стороны, договорившиеся о подобном объединении в июне, подписали формальное обязывающее соглашение. Слияние, которое должно завершиться во второй половине 2010 года, предусматривает интеграцию производственной деятельности, совместное использование железнодорожных сетей и портовых терминалов при транспортировке руды до погрузки на суда, осуществление общих проектов расширения мощностей. Экономия на масштабах, при этом, оценивается в 10 млрд. долларов в год.
Rio Tinto и BHP Billiton заявляют, что их сотрудничество будет ограничиваться австралийской территорией, продажами руды каждая компания, как и ранее, будет заниматься самостоятельно. Тем не менее, потребителей руды весьма беспокоит появление этакого железорудного монстра, на долю которого будет приходиться 35,7% трансокеанских поставок ЖРС (данные за 2008 год). А на китайском рынке доля альянса Rio Tinto — BHP Billiton и вовсе будет достигать 75% импорта. World Steel Association, европейская ассоциация Eurofer и китайская CISA уже обратились к регуляторам с просьбой о запрещении создания совместного предприятия.